Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 35. Европейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII в. (окончание)

Европеизация семейных нравов

Реформы Петра I затронули и семейные отношения дворянства. Так, по одному из указов, не разрешалось вступать в брак неграмотным дворянам. Жених и невеста до свадьбы должны были видеть друг друга и знакомиться на балах. Согласие невесты на брак стали фиксировать в брачном договоре.

Указом 1702 г. царь постановил, что помолвка должна совершаться за шесть недель до венчания и она может быть расторгнута. На помолвке молодые обменивались кольцами и оформляли приданое. Священник проверял отсутствие препятствий для брака, поэтому три воскресенья подряд объявлял о свадьбе. Указом 1714 г. брачный возраст был повышен до 17 лет у женщин и 20 лет у мужчин. Указ 1724 г. запрещал родителям присутствовать на венчании и сократил его обряд.

В свадебном обряде сочетались старые традиции и новая европейская мода. Поначалу гости надевали и старинные русские одежды, и европейские, но во времена Екатерины II гостей в русских нарядах воспринимали уже как ряженых. Невеста была в закрытом белом платье и с красным венком в высокой причёске, а жених — в расшитом камзоле и кафтане. На пиру сидевшие вместе мужчины и женщины пили шампанское, а молодые ели курицу. После застолья танцевали менуэт или вальс. Веселье заканчивали выносом торта в форме корзины с красными розами.

Новшеством XVIII в. для дворян стал развод. Для него должны были быть серьёзные причины и разводное письмо из Консистории — Духовной канцелярии. Чаще всего супруги разъезжались в разные дома. Постепенно дворянская семья становилась светским союзом. В эпоху Просвещения жена воспринималась как друг, а любовь считали синонимом дружбы и уважения друг к другу.

Титульный лист первого в России журнала для детей, издававшегося Н.И. Новиковым

Власть главы семьи стала носить черты утончённости и галантности, гуманности и уважения, хотя Устав благочиния 1782 г. предписывал жене пребывать в послушании своему мужу. Жёны, как правило, много читали, рисовали, занимались музыкой. Вставали рано, молились, пили чай, давали распоряжения управляющим, шли на прогулку в парк, обедали, отдыхали, играли в карты. После ужина в 9—10 часов вся семья погружалась в сон. Нарушала ритм жизни только псовая парфорсная охота с бешеными скачками по неизвестной местности.

В городе дворяне вставали позже, после туалета пили кофе, отправлялись на 2—3 часа на прогулку, затем обедали, отдыхали и готовились к светским увеселениям. Жизнь в дворянском городском доме была нескончаемым праздником. Спать ложились за полночь. Хозяйством и воспитанием детей занимались приказчики, гувернёры и прислуга.

Детей учили языкам, танцам, манерам, верховой езде, фехтованию, музыке, приучали к чтению. С детства воспитывали уважение к предкам, наукам и искусству. В каждом доме была галерея картин и коллекция минералов. Распорядок дня был строгим: с 8 утра до 6 вечера шли занятия с перерывом на обед. Мальчиков отдавали в кадетские корпуса, а девочек — в Воспитательное общество благородных девиц.

В купеческих и крестьянских семьях сохранилясь традиционные отношения: всевластие главы семьи, строгая иерархия её членов, господство общих интересов над личными, слабая автономия от своего клана. Семья хранила жизненный опыт и морально-нравственные нормы, которые передавали предки. Главной задачей в воспитании детей считалась подготовка работника. Детей обучали ремеслу, торговле и прочим делам родителей. Молодёжь строго контролировали. Девушка могла выйти из дома только в церковь. Молодые вступали в брак по родительской воле. В свадебном обряде сохранились сговор, сватовство, помолвка и венчание. Старинные одежды и свадебный поезд были обязательны. Если невеста оказывалась не целомудренной, то на её дом вешали старое колесо, ломали крышу и отказывались от брака. Жена подчинялась мужу и вела хозяйство.

Глава семьи распоряжался трудом и имуществом, распределял работы и руководил или, разбирал споры и наказывал, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, представлял интересы семьи в купеческой гильдии или общине. В деревне патриархальный уклад сохранялся особенно долго.

Проверяем себя

1. Как в деталях мужского и женского костюмов XVIII в. проявилась эстетика барокко, рококо и классицизма?

2. Каких сторон быта больше всего коснулись преобразования Петра I? Для чего проводились эти преобразования? Как вы их оцениваете?

3. Почему стиль классицизм быстро распространился в России?

4. Как регулярные и пейзажные парки были связаны с идеями своего времени?

5. Почему в XVIII в. было так сильно влияние французской кухни в домах знати? Какие из французских новшеств того времени сохранились в русской кухне по сей день?

6. Какие изменения и почему произошли в свадебном обряде в XVIII в.?

Думаем, обсуждаем

1. Придумайте несколько правил языка веера, подобных тем, которыми пользовались в XVIII в.

2. Составьте реестр гардероба вельможи или знатной дамы, которым они воспользуются для отъезда на бал.

3. Подберите примеры жилых домов стиля классицизм в Петербурге и Москве и выявите их общие детали и различия.

4. Нарисуйте план регулярного и пейзажного парков.

5. Составьте меню обедов XVIII в. по-дворянски и по-крестьянски.

6. Подберите и оформите в виде реферата материалы на тему «Увеселения для избранных в XVIII в.».

7. На основе дополнительного материала напишите исследовательскую работу на тему «Внутрисемейные отношения в дворянской и крестьянской среде: общее и особенности».

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Дайте оценку реформам Петра I в области костюма по приведённым документам.

Документ
Из указа «О бритии бород и усов всякого чина людям». 1705 г.

А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев, и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по 100 рублей с человека, средней и меньшей статьи меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, с посадских же кроме попов и дьяков по 30 рублей с человека в год. И давать им приказа Земских дел знаки, а те знаки носить при себе.

Документ
Из сочинения Дж. Перри «Состояние России при нынешнем царе». Начало XVIII в.

Затем он приказал вывесить на всех воротах города Москвы образец этого английского сукна и объявить, что все обязываются шить себе платье по такому образцу и что всякий, кто ослушается этого приказания и пройдёт через городские ворота в длинном кафтане, будет обязан или заплатить две гривны, или стать на колени у городских ворот, чтобы кафтан его обрезали в уровень с землёю и окоротили на всю длину, которая окажется лишнею против его роста, когда он стоит таким образом на коленях. Подобным способом было окорочено несколько сотен кафтанов.

2. По описаниям интерьеров в документах определите, в каких стилях они были оформлены. Свой ответ аргументируйте.

Документ
Из «Записки придворного бриллиантщика» И. Позье

Вся столярная работа выкрашена зелёным цветом, а панели на обоях позолочены. С одной стороны находится 12 больших окон, соответствующих такому же числу зеркал из самых огромных, какие только можно иметь, потолок исписан эмблематическими фигурами. Нелегко описать впечатление, которое зала эта производит с первого взгляда по своей громадности и великолепию, по ней двигалось бесчисленное множество масок в богатейших костюмах, разделённых на кадрили и на группы, все покои бывают богато освещены: в одну минуту зажигаются не менее десяти тысяч свечей.

Документ
Из книги Д.Д. Благово «Рассказы бабушки»

Батюшка отделал свой дом по-тогдашнему очень хорошо: в одной гостиной мебель была белая с золотом, обитая голубым штофом, а в другой вся золочёная, обита шпалерным пёстрым ковром, на манер гобеленовых изделий, цветы букетами и птицы — очень было это хорошо. Везде были люстры с хрусталями и столы с мраморными накладками.

Документ
Из «Воспоминаний» Ф.Ф. Вигеля

Захотели жилища свои украсить богатою простотой, и для того, вместо позолоты, стали во всём употреблять красное дерево с бронзой, то есть накладной латунью, что было довольно гладко. Они также свои зеркала стали обделывать в красное дерево с медными бляхами и вместо картинок стали вставлять над ними овальные стёкла с подложенным куском синей бумаги.

3. Какие иноземные новшества были введены при Петре I? Какие старорусские традиции сохранялись в светском досуге?

Документ
Из «Дневника камер-юнкера» Ф.В. Берхгольца

Всякий имеет свободу делать, что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе по желанию вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получает требуемое. Что мне не нравится на этих ассамблеях, так это то, что в комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе неуместные при дамах и при музыке, и то, что дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними нельзя разговаривать, когда не танцуют — все сидят как немые и только смотрят друг на друга.

Документ
Из «Юности честного зерцала»

Непристойно в сапогах и бострогах танцевать, потому что они одежду рвут у женского пола, а бостроги великий звон причиняют. Когда случится в кругу стоять и танцевать, не надлежит неприличным образом в круг плевать, но на сторону.

4. Как вы думаете, в чём причина положения, описанного историком?

Документ
Из книги Б.Н. Миронова «Историческая социология России»

Общность культуры простолюдинов на первый взгляд может показаться парадоксальной. Городское сословие сравнительно с крестьянством находилось в привилегированном положении: оно обладало правом на частную собственность, было защищено законом, имело сословный суд, самоуправление, индивидуально вело своё хозяйство, купечество было даже освобождено от круговой ответственности. И несмотря на это мещане, ремесленники и крестьяне-горожане разделяли крестьянскую идеологию, то есть имели общую систему взглядов.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru