|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 35. Европейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII в. (окончание)Европеизация семейных нравовРеформы Петра I затронули и семейные отношения дворянства. Так, по одному из указов, не разрешалось вступать в брак неграмотным дворянам. Жених и невеста до свадьбы должны были видеть друг друга и знакомиться на балах. Согласие невесты на брак стали фиксировать в брачном договоре. Указом 1702 г. царь постановил, что помолвка должна совершаться за шесть недель до венчания и она может быть расторгнута. На помолвке молодые обменивались кольцами и оформляли приданое. Священник проверял отсутствие препятствий для брака, поэтому три воскресенья подряд объявлял о свадьбе. Указом 1714 г. брачный возраст был повышен до 17 лет у женщин и 20 лет у мужчин. Указ 1724 г. запрещал родителям присутствовать на венчании и сократил его обряд.
Новшеством XVIII в. для дворян стал развод. Для него должны были быть серьёзные причины и разводное письмо из Консистории — Духовной канцелярии. Чаще всего супруги разъезжались в разные дома. Постепенно дворянская семья становилась светским союзом. В эпоху Просвещения жена воспринималась как друг, а любовь считали синонимом дружбы и уважения друг к другу.
Власть главы семьи стала носить черты утончённости и галантности, гуманности и уважения, хотя Устав благочиния 1782 г. предписывал жене пребывать в послушании своему мужу. Жёны, как правило, много читали, рисовали, занимались музыкой. Вставали рано, молились, пили чай, давали распоряжения управляющим, шли на прогулку в парк, обедали, отдыхали, играли в карты. После ужина в 9—10 часов вся семья погружалась в сон. Нарушала ритм жизни только псовая парфорсная охота с бешеными скачками по неизвестной местности. В городе дворяне вставали позже, после туалета пили кофе, отправлялись на 2—3 часа на прогулку, затем обедали, отдыхали и готовились к светским увеселениям. Жизнь в дворянском городском доме была нескончаемым праздником. Спать ложились за полночь. Хозяйством и воспитанием детей занимались приказчики, гувернёры и прислуга. Детей учили языкам, танцам, манерам, верховой езде, фехтованию, музыке, приучали к чтению. С детства воспитывали уважение к предкам, наукам и искусству. В каждом доме была галерея картин и коллекция минералов. Распорядок дня был строгим: с 8 утра до 6 вечера шли занятия с перерывом на обед. Мальчиков отдавали в кадетские корпуса, а девочек — в Воспитательное общество благородных девиц. В купеческих и крестьянских семьях сохранилясь традиционные отношения: всевластие главы семьи, строгая иерархия её членов, господство общих интересов над личными, слабая автономия от своего клана. Семья хранила жизненный опыт и морально-нравственные нормы, которые передавали предки. Главной задачей в воспитании детей считалась подготовка работника. Детей обучали ремеслу, торговле и прочим делам родителей. Молодёжь строго контролировали. Девушка могла выйти из дома только в церковь. Молодые вступали в брак по родительской воле. В свадебном обряде сохранились сговор, сватовство, помолвка и венчание. Старинные одежды и свадебный поезд были обязательны. Если невеста оказывалась не целомудренной, то на её дом вешали старое колесо, ломали крышу и отказывались от брака. Жена подчинялась мужу и вела хозяйство. Глава семьи распоряжался трудом и имуществом, распределял работы и руководил или, разбирал споры и наказывал, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, представлял интересы семьи в купеческой гильдии или общине. В деревне патриархальный уклад сохранялся особенно долго. Проверяем себя 1. Как в деталях мужского и женского костюмов XVIII в. проявилась эстетика барокко, рококо и классицизма? 2. Каких сторон быта больше всего коснулись преобразования Петра I? Для чего проводились эти преобразования? Как вы их оцениваете? 3. Почему стиль классицизм быстро распространился в России? 4. Как регулярные и пейзажные парки были связаны с идеями своего времени? 5. Почему в XVIII в. было так сильно влияние французской кухни в домах знати? Какие из французских новшеств того времени сохранились в русской кухне по сей день? 6. Какие изменения и почему произошли в свадебном обряде в XVIII в.? Думаем, обсуждаем 1. Придумайте несколько правил языка веера, подобных тем, которыми пользовались в XVIII в. 2. Составьте реестр гардероба вельможи или знатной дамы, которым они воспользуются для отъезда на бал. 3. Подберите примеры жилых домов стиля классицизм в Петербурге и Москве и выявите их общие детали и различия. 4. Нарисуйте план регулярного и пейзажного парков. 5. Составьте меню обедов XVIII в. по-дворянски и по-крестьянски. 6. Подберите и оформите в виде реферата материалы на тему «Увеселения для избранных в XVIII в.». 7. На основе дополнительного материала напишите исследовательскую работу на тему «Внутрисемейные отношения в дворянской и крестьянской среде: общее и особенности». Работаем с источниками, выполняем задания1. Дайте оценку реформам Петра I в области костюма по приведённым документам.
2. По описаниям интерьеров в документах определите, в каких стилях они были оформлены. Свой ответ аргументируйте.
3. Какие иноземные новшества были введены при Петре I? Какие старорусские традиции сохранялись в светском досуге?
4. Как вы думаете, в чём причина положения, описанного историком?
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|