|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 35. Европейские идеалы и повседневная жизнь сословий в XVIII в. (продолжение)Новшества и традиции жилищаВ петровское время строительство домов строго регламентировалось государством. Размеры, фасады, планировка и размещение в определённой части города — всё должно было соответствовать статусу владельца. Архитектура того периода определялась стилем барокко. Жилище стало регулярным и строилось в соответствии с проектами «образцовых» домов Д. Трезини. Домики для «подлых», одноэтажные, с тремя окнами, состояли из сеней, кухни и двух комнат. Дом для «зажиточных» был также одноэтажный, но с 14 окнами и 48 комнатами. Для «именитых» строили двухэтажные дома с переломом, множеством помещений и парадным залом для приёма гостей.
Дворцы строили с повышенным центром, плоскостными пилястрами, строгими прямоугольными окнами. Крыши завершались волютами — завитками в виде волны и люкарнами — круглыми окнами чердака. Таким был дворец А.Д. Меншикова в Петербурге. Белые детали ордера выделялись на основном бирюзовом, розовом или голубом фоне фасада. Вместе с дворцом закладывался регулярный парк. Прямые, широкие аллеи, шпалеры со стрижеными кронами деревьев, выложенные на дорожках узоры, бьющие из-под земли фонтаны, растения в кадках показывали, как человек подчинил природу, а монарх господствовал над подданными. Барочный регулярный парк удивлял иллюминированными беседками, заморскими птицами, фонтанами-шутихами, расписными деревянными изображениями людей — обманками. Создание таких парков занимало десятилетия, причём русские дворяне нередко обустраивали их на свой лад: сажали можжевельник, бруснику, зелёный лук, плодовые деревья, кустарники, делали грядки с овощами, водоёмы для рыбы, клетки с певчими птицами и катальные горки, что сближало такие парки с древнерусскими садами.
При Елизавете Петровне фасады дворцов стали особенно пышными, декоративными, причудливыми и парадными. Конструкция дома совсем не была видна из-за выступов, колонн, скульптур, пилястр, картушей и львиных масок. Интерьеры домов знати стали поистине фееричны из-за обилия золочёной резьбы, лепнины и зеркал. Зеркала в интерьерах рококо создавали сплошное пространство стен. Размещение зеркал напротив окон создавало эффект расширения объёмов помещений. Высота потолка иллюзорно увеличивалась живописным перспективным плафоном с изображением неба и ангелов. Во внутреннем убранстве жилищ стало заметнее влияние стиля рококо: раковины и амуры являлись основными сюжетами лепки в интерьерах и бытовых предметах. Зеркала и картины вставляли в рокайльные рамы. На стенах будуаров и гостиных помещали кудрявые золочёные бра. Мебель стиля рококо красили в белый цвет, появились гнутые ножки, широкие сиденья. В моду вошли кабинеты, комоды, мягкие табуреты, витрины для китайского фарфора, диваны. Крестьянское жилище оставалось традиционным, однако старинная курная изба часто была тесной для большой семьи. Появилась изба из двух срубов. Летнюю горницу и «чёрную» избу связывали сени. Все эти строения покоились на подызбице с припасами и подклети, куда зимой помещали скот. К крестьянским избам также делали прируб, т. е. трёхстенный сруб с дверью. Нередко стали сооружать крытый двор, соединяющий жилой дом, хлев и поветь для сена и соломы одной крышей. Такой двор был вымощен плахами, поэтому в нём зимой было чище и теплее, чем на улице. Под такой крышей хорошо хранились сани, телеги, сбруя и другая утварь. Купцы возводили пятистенок из двух половин, разделённых капитальной стеной. В отличие от крестьянских изб, покрытых соломой, пятистенки крыли гонтом или лемехом. Наряду с древней языческой символикой купцы в наличниках окон стали использовать барочную резьбу со львами и с наядами. В задней половине пятистенка находились сени, кухня, кладовая и чуланы. Чистые помещения обогревали печами- голландками и делили перегородками на комнаты: зал, чайную, диванную и гостиную. В сад выходили окна спальни, детской и кабинета. Если крестьяне обставляли своё жилище традиционно, то купцы в быту тянулись за «благородными»: имели кровати с пологом, диваны, комоды, зеркала, часы.
Масштабные работы по новой планировке городов во второй половине XVIII в. совпали с распространением стиля классицизма. Многие усадьбы екатерининского времени стали золотым фондом русской культуры. Таков, например, Дом Пашкова в Москве. Визитной карточкой дома являлся портик с изящными белыми ионическими колоннами. Полукруглый бельведер с куполом на крыше напоминал римские храмы. Вдоль главного фасада дома располагались парадные гостиные, а по садовому фасаду — жилые помещения. Парадность помещениям придавали колонны, светлые стены с лепным античным орнаментом, блестящие паркетные полы. Близость к природе создавали огромные итальянские окна. Потолок оклеивали дорогими обоями с медальонами. Залы не отапливали и использовали только в праздники. Приметой жилых комнат стали белоснежные печи в античном вкусе и английская мебель — прямолинейные секретеры и бюро красного дерева с бронзой или сине-белыми медальонами Веджеву- да, канапе с приподнятым изголовьем. Консоли на прямых ножках дополняли жирандоли из сверкающих страз в форме дубовых листьев и канделябры. Освещали парадные комнаты хрустальные люстры и золочёные бра в виде перевязанных лентой побегов. В жилых помещениях царил полумрак с одной горящей свечой.
Французы на русской кухнеXVIII век в России ознаменовался появлением новых продуктов питания из Западной Европы, знакомство с которыми изменило кулинарные вкусы знати. В эпоху правления Петра I наблюдалось заметное влияние немецкой и голландской кухни. Голландская плита с духовками и конфорками позволила жарить продукты. На столах аристократов появились окорок, ветчина, колбасы, копчёный язык, шницели, голландские сыры и бутерброды. Всё это сочеталось со студнем, икрой, поросёнком, щами и солёными огурцами. Званые обеды заканчивали двумя пирожными — мокрым и сухим. К мокрым относили компоты, кисели со сливками, яичницу с вареньем, а к сухим — пирожки и миндальное печенье. На столах появились фонтаны с ароматизированной водой и сахарные пушки. В обед пили пиво, наливки, вина, водку и кофе. Стол сервировали серебряными и фарфоровыми супницами, огромными тарелками и столовыми приборами. При Елизавете Петровне и Екатерине II в России наступил долгий век французской кухни. Французские повара обогатили Россию новыми блюдами. К ним относились винегрет, пюре, бульон, фарш, паштет, рулет, жульен, галантин, трюфели, салат, соус, булка, крем. Бульон, правда, стали заправлять русской лапшой, а европейские салаты — соленьями. Жирные супы варили из смеси различных сортов мяса. Так, утку и голубей сочетали с ягнячьей задней ногой или грудинкой. Из Франции пришли супы-пюре и супы-кремы из протёртых фруктов — цедры, сушёных вишен и вяленых слив. Экзотическими заправками считали морепродукты, помидоры, кукурузу и картофель. К французским супам подавали гренки и сыр. Купцы и мещане предпочитали уху и щи с пирогами. Богатые купчихи стряпали окрошку из варёной осетрины и севрюги или стерляжью уху с расстегаем. Крестьяне ели «травный суп» из щавеля и ботвинью. Популярной едой купцов стали блюда из яиц — яичница, яйца всмятку и вкрутую и пироги с яйцами. У крестьян яичница была праздничным блюдом.
В купеческих семьях на обед подавали жареное мясо, курицу или рыбу. Овощи купцы не любили, только летом делали окрошку, ели овощи также в пост. Основной пищей крестьян были каша, капуста, репа, морковь, свёкла, редька и брюква. Дворяне же сделали овощи элементом изысканного питания. Употребление в пищу овощей и фруктов считали частью «естественной» жизни в гармонии с природой. Овощи варили в вине, парили и заправляли белым хлебом, яйцами, маслом и ромом. Артишоки и спаржа водились только на столах знати. Для внедрения картофеля в дворянский быт из него и сладких приправ лепили популярные в период рококо груши, делали шоколадную ножку и мармеладный лист и зажаривали на огне. Из французской кухни были заимствованы салаты с растительным маслом и винегреты с уксусом. В России к ним добавляли ещё и горчицу. Употребление соусов и острых блюд являлось привилегией аристократов. Для соусов повара использовали сочетания вин, соков лимона и других фруктов, а также восточные пряности. Из Франции дворяне заимствовали новые десерты: суфле, кремы, желе и муссы. Мороженое делали из охлаждённого миндального молока с сахаром. Основой желе стали фруктовые и ягодные соки с «осетровым клеем» (желатином). Чай стал любимым дворянским и купеческим напитком. Дворяне и купцы пили чай не менее 4—5 раз в день. Купцов называли «водохлёбами», хотя они пили и квас. Самовар стал важным элементом приданого всех сословий. Вместо кофе предпочитали цикорий. Дворяне клали дорогой сахар в чашку с чаем, т. е. пили внакладку, а купцы — вприкуску. К чаю подавали сладости, мёд, варенье. Во многих имениях было налажено производство водки, наливок, настоек. В то же время популярностью пользовались белые и красные вина. Новшества кулинарии требовали изысканного стола и посуды. На обеденных столах знатных людей красовались супницы, передачи со льдом для бутылок и рюмок с вином, судки, салатники, маслёнки. Солонки и перечницы ставили на специальные подставки — плате менаж в виде леса с охотниками и зверями. Стол в эпоху барокко представлял собой торжественную декорацию с вереницей ваз, фарфоровых статуэток, фонтанчиков с ароматизированной водой и т.д. Гости за дворянским столом садились далеко друг от друга, места отделяли красными лентами на боковой части скатерти. Торжественные трапезы знати состояли из четырёх подач: 1) холодные блюда; 2) горячие блюда или супы; 3) соус и жаркое; 4) пирожные. Между супом и жарким подавали антре, между жарким и десертом — солёные и сладкие антреме и деликатесы — ордевры на шпажках. После первого блюда лакеи подавали красное вино, вместе с антре — белое вино, после жаркого — опять красное вино, сладкие антреме сопровождал херес. Шампанское пили весь обед. В купеческих и крестьянских семьях пили водку, наливки и настойки. Досуг и увеселенияБлагодаря Петру I в России стала складываться новая зрелищная культура. Петровским указом от 20 декабря 1699 г. предписывалось праздновать Новый год не 1 сентября, а 1 января. Летосчисление стали вести от Рождества Христова. Согласно указу ворота домов следовало украшать на Новый год сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью зажигать набитые соломой или хворостом бочки. Во время праздника устраивали фейерверки или «огненные потехи», в которых высвечивались аллегорические картинки на античные сюжеты. Неподвижные конструкции из дерева высотой до 10 м сжигали в течение нескольких минут. Сам Пётр I изображался в виде Геракла, Марса или Сатурна. По распоряжению царя для зрителей было издано пособие «Символы и эмблематы» с сюжетами фейерверков и толкованием аллегорических фигур. Позже фейерверки стали устраивать не только в городе, но и в усадьбах вельмож. При Петре I во время святочного ряженья стали проводить маскарады — костюмированные шествия с ряжеными на санях или демонстрации карнавальных костюмов на специальном помосте. Сам царь утверждал списки участников и костюмы. Самый большой маскарад состоялся в Москве в 1722 г. с участием царя. При Елизавете Петровне маскарады превратились в костюмированные балы — метаморфозы: все лица являлись в костюмах противоположного пола, что в языческой символике помогало избавлять страну от невзгод. При Екатерине II окончательно утвердился обычай встречать Новый год на публичном маскараде с костюмами. Образцом служил венецианский карнавал, поэтому символами маскарада стали мас- ка-баута и плащ-домино.
В 1718 г. Пётр I издал указ об ассамблеях — собраниях с участием женщин. Ассамблеи проходили в табачном дыму под звуки оглушающей музыки труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр. Затянутые в новые костюмы танцоры на каблуках были неловки в танцах — степенных польском и менуэте, оживлённых англезе и а л леман де и раскованном контрадансе. По окончании ассамблеи накрывали ужин. При Елизавете Петровне складывался церемониал и этикет балов. Незнание танцевальных фигур считалось для дворянина большим недостатком. При Екатерине II наблюдался расцвет балов. В Москве они проводились, в частности, во вновь построенном здании Благородного собрания. На балу каждый занимал определённое место согласно своему статусу: знать находилась далеко от оркестра, а небогатые люди — под хорами. После торжественного полонеза начинался изысканный экосез, потом — вычурный гавот. Культ «естественности» породил новый танец — вальс, который сначала осудили как вульгарный. Павел I запретил вальсы, и на балах в его правление танцевали контрадансы и русские пляски. Эпоха Просвещения пробудила вкус к музыке. В знатных семьях обязательно играли на арфе, клавикордах и клавесине. Пели романсы и песни. Дворяне заводили роговые оркестры от 10 до 100 музыкантов. В богатых домах были музыкальные салоны, где исполняли произведения Й. Гайдна и В.А. Моцарта. Екатерина II для дворянства и богатых купцов построила музыкальные развлекательные центры — вокзалы, где выступали оркестры, цыганские хоры и устраивали обеды. Позже вокзалы призвали на службу железных дорог. Екатерина II придала ряду праздников официальный государственный статус городских торжеств. Царица приобщала к увеселениям все сословия. На Масленицу и Пасху она устраивала катания с гор, на санях и в каретах. Знать на коньках с закруглёнными металлическими лезвиями каталась парами. Для простого народа создали новую забаву — балаганы, отдалённо напоминавшие театр скоморохов. Это был небольшой деревянный театр под открытым небом со сказочными или комедийными представлениями. Для дворянства она постановила устраивать карусели и турниры с выездом по кругу переодетых в костюмы разных народов наездников. Участники турниров должны были продемонстрировать свою ловкость, пронзив картонные фигуры копьями и отрубив головы муляжам. По подобию «живой» карусели была сделана механическая — устройство с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами для всех сословий. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|