|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 36. Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота (продолжение)Начало российской индустриализацииПроцессы индустриализации российского общества прошли в своём развитии до начала XX в. два основных этапа. Первый из них (30—80-е гг. XIX в.) был связан с промышленным переворотом (промышленной революцией), когда на смену ручному труду пришёл машинный. Этот процесс имел в России свою специфику: — в отличие от Англии, Франции и большинства других стран он начался в условиях сохранения господства феодально-крепостнической системы; — он начался в России относительно поздно, а его завершение пришлось уже на последнюю четверть XIX в.; — до отмены крепостного права он проявлялся в основном в чисто технической стороне (переходе к машинному производству), в то время как появление и неуклонный рост новых социальных слоёв (промышленной буржуазии и промышленного пролетариата) происходили с трудом, стремительным данный процесс стал лишь после 1861 г. Бурными темпами росло число мануфактур. С 1799 по 1860 г. их количество увеличилось с 2094 до 157338. И это при том, что уже в 1830—1840-е гг. большинство создаваемых предприятий были фабричного типа. К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих.
Промышленный переворот начался вначале в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 1850-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретён. В металлургии стали использовать прокатные станы, делались первые опыты применения бессемеровского способа получения металла. Быстрыми темпами развивалось машиностроение (на промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 1820-х — начале 1830-х гг. были широко представлены образцы продукции российского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки). К 1880-м гг. машинное производство заняло главенствующие позиции в российской промышленности. Тогда же оформились в основных чертах элементы отраслевой структуры промышленности. Ведущее место в ней принадлежало текстильному производству, на долю которого приходилось более 50% стоимости всей промышленной продукции. Второе место занимала пищевая промышленность, развивавшаяся под воздействием реформы аграрного сектора. На третьем месте по объёмам производства находилась горнозаводская и металлообрабатывающая промышленность, быстрые темпы развития которой в немалой степени были связаны с большими объёмами железнодорожного строительства. Вслед за первой железной дорогой (Царскосельской, построенной в 1836 г.) были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская (1851). С 1860-х гг. железнодорожный транспорт стал играть ведущую роль в грузообороте. На его долю приходилось более 80% всех грузоперевозок. В ряде отраслей производства труд наёмных рабочих ещё в первой половине XIX в. практически вытеснил труд крепостных (например, к концу 1840-х гг. в суконной промышленности практически уже не использовался крепостной труд). Однако в некоторых отраслях он продолжал оставаться доминирующим (на труде несвободных работников продолжала базироваться уральская металлургия, дававшая стране 82% металла).
Следует признать и то, что начало промышленного переворота не привело к преодолению технико-экономической отсталости России. Второй этап российской индустриализации проходил в 1880— 1890-е гг. В ходе его промышленное производство неуклонно росло даже несмотря на экономический кризис 1881— 1883 гг., последующую депрессию, несколько неурожайных лет и мировой экономический кризис начала 1890-х гг. С 1893 г. отечественная промышленность вступила в период быстрого подъёма. За неполные 10 лет объём промышленного производства практически удвоился. В эти годы сформировались топливная (угольная и нефтяная) и горно-металлургическая отрасли машинной индустрии, чем завершилось формирование отраслевой структуры. Доля предприятий тяжёлой промышленности к концу XIX в. составила уже 40%, хотя доминировала по-прежнему лёгкая и пищевая промышленность.
Важной особенностью этого периода стала концентрация и централизация капитала, проявившаяся в акционировании промышленных предприятий. К началу XX в. акционерным обществам принадлежало свыше 70% основного капитала и производственных фондов промышленности. Наряду с российскими на отечественном рынке активно действовали иностранные предприниматели. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла в начале XX в. 40%. Завершалось и формирование основных промышленных центров. Наряду с традиционными Центрально-промышленным, Петербургско-Балтийским, Польским, Уральским формировались новые — Донецко-Криворожский (угледобыча и горно-металлургическое производство) и Бакинский (нефтяная промышленность). В развитии сельского хозяйства изменения были связаны в основном с тем, что оно стало в той или иной степени ориентироваться на обслуживание потребностей населения индустриальных центров. В свою очередь, промышленность в традиционных аграрных районах страны теперь специализировалась на переработке сельхозпродукции. В 1880—1890-е гг. вдвое выросла протяжённость железных дорог. Объёмы грузоперевозок за этот короткий срок выросли в 4 раза. Население, занятое в промышленности, строительстве и на транспорте, составляя 12% производительного населения страны, выпускало более 30% всего национального дохода. Ещё более процессы индустриализации ускорились в XX в. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|