Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 37. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия (окончание)

Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ

Отношение к реформам в стране, где преобладало неграмотное население, всегда было, с одной стороны, связано с надеждами на лучшее, а с другой — было в основном скептическим.

Особенностью реформ в России было то, что их тяжесть ощущали на себе все социальные страты. Как писал поэт-современник Н.А. Некрасов об отмене крепостного права, эта реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенный период, в силу резкого ускорения темпов общественного развития, власти должны были первостепенное внимание уделять именно проблеме социальной адаптации массы населения к реформам и создаваемым ими новым условиям жизни и быта. Однако на деле это не всегда учитывалось. И тем самым можно было вполне прогнозировать расстановку сил сторонников и противников реформ.

ф.С. Лагарп был первым, кто оценил те силы, которые будут за и против реформ. В начале XIX в., считал он, среди тех, кто против, будут все высшие чиновничьи и военные круги, большинство торгового сословия, почти все иностранцы на русской службе, которых пугал пример недавней Французской революции. В поддержку реформ, по его мнению, могли выступить образованное дворянское меньшинство, некоторая часть нарождавшейся буржуазии, «несколько литераторов», часть младших офицеров и солдат. Но малочисленность сторонников реформ должна была компенсироваться твёрдой позицией самого императора. Большинство народа Ла- гарп исключал из обоих политических лагерей, так как если он будет допущен до участия в переменах, то поведёт их «не туда, куда следует». Подобная расстановка сил не изменилась и позже.

Документ
Из «Записок» историка С.М. Соловьёва

«Если б вопрос (об отмене крепостного права. — Авт.) был подвергнут тайной всеобщей подаче голосов (исключая, разумеется, крепостных), то ответ, надобно полагать, вышел бы отрицательный».

Критерием при оценке результативности реформ должно выступать изменение качества жизни населения. За два века реформ и преобразований Россия изменила не только лицо своей промышленности и сельского хозяйства, социальную структуру и идейно-нравственные ориентиры. Изменился достаток населения, его повседневный быт.

Однако не всё из задуманного было реализовано. Это означало, что власть должна была правильно представлять себе вектор развития России, планировать и осуществлять новые реформаторские проекты.

Проверяем себя

1. В чём вы видите главные причины, заставлявшие российскую власть осуществлять реформы в XVIII—XIX вв.?

2. Какую цель ставили перед собой разработчики реформы политической системы? Кто из них достиг наиболее весомых результатов и почему?

3. В каком направлении эволюционировала самодержавная власть в России на протяжении XIX в.?

4. Кого из разработчиков реформ в XIX в. вы знаете? Чем можно объяснить наличие в этом ряду представителей не только либеральных, но и консервативных взглядов? Данные отразите в таблице.

5. Определите критерии, по которым можно судить о результативности реформ.

Думаем, обсуждаем

1. Каков был общий смысл и вектор российских реформ XVIII— XIX вв.? Кто выступал инициатором реформ в стране? Напишите мини-сочинение об одном из реформаторов.

2. В чём вы видите причины непоследовательности и робости реформаторских усилий властей в первой половине и в середине XIX в.?

3. В какой мере российские реформаторы XIX в. опирались на зарубежный опыт? Приведите примеры. Соберите материал и сделайте презентацию по любому аспекту данной темы.

4. Из каких источников осуществлялось финансирование реформ?

5. Какую роль в российских реформах сыграла система образования? С чем это было связано? Напишите реферат на тему «Реформы образования и их роль в прогрессе российского общества в XIX в.».

6. В чём вы видите причины секретного характера разработки многих реформ в России? Приведите примеры.

7. Какие политические и социальные слои были потенциальными сторонниками, а какие — противниками реформ? Составьте сравнительную таблицу.

8. Какие реформы XVIII—XIX вв. были завершены и дали положительный результат? Какие не были завершены? В чём вы видите причины этого? Данные отразите графически.

9. Какие из осуществлённых реформ вы считаете наиболее значимыми? Почему? Напишите краткую исследовательскую работу на эту тему.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. В одной из своих лекций В.О. Ключевский сказал: «Реформа пронеслась над народом как тяжёлый мираж, всех испугавший и никому не понятный». Почему он дал такую оценку российским реформам? Что он имел в виду? Согласны ли вы с историком?

2. Ф. Лагарп в одном из писем Александру I отмечал, что в России никакие реформы не могут быть успешными без просвещения населения. Как вы думаете, почему? Как реагировал на эти соображения император?

3. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет А.А. Аракчеева». Особое внимание обратите на то, каким образом и почему он также оказался в ряду российских реформаторов. Какие из предложенных им идей были реализованы позже, а какие нет и почему?

4. Постройте модель российского государственно-правового устройства, используя программу М.М. Сперанского. Покажите её графически. Какие идеи реформатора актуальны и сегодня?

5. Выделите в документе наиболее важные, с вашей точки зрения, мысли. Напишите исследовательскую работу, тему и структуру которой определите самостоятельно.

Документ
Из статьи В.В. Журавлёва «Реформы конца XX столетия в контексте исторических традиций России»

При всём различии исторических условий протекания, форм и методов разрешения проблем модернизации наши реформы объединяет в принципе единый тип и вектор модернизации, реализующий себя в виде догоняющего развития.

Чем чревато догоняющее развитие?

Во-первых, тем, что исходит из априорной ориентации на определённую модель модернизации — на образец, то ли существующий в реальной действительности (общество западного типа), то ли теоретически сконструированный (в виде, например, марксистского прогноза перерастания того же западного общества в стадию социализма и коммунизма).

Во-вторых, догоняющее развитие зиждется на искажённых представлениях о реальных потенциях общества; на, как правило, произвольной оценке «верхами» (в русле собственных интересов) действительных потребностей общества и на завышенных истолкованиях его возможностей в плане воплощения этих потребностей в жизнь.

В-третьих, догоняющий тип развития не скоординирован с массовыми ментальными представлениями об общественном прогрессе и социальном благе...

На смену концепции, идеологии и психологии «догоняющего развития» рано или поздно должны прийти концепция и идеология органического развития России...

Для того чтобы реформы были таковыми на деле и давали оптимальный результат, требуются: их своевременность; эволюционная поэтапность; конструктивность; наличие чётко продуманных, реалистических концепций и плана преобразований; их ориентированность на широкие социальные слои; постоянная корректировка направления реформ, сроков, темпов, форм и методов их реализации в соответствии с импульсами, идущими от общества; наличие механизма реакции на «вызовы времени»; минимизация цены реформ, окончательное преодоление пагубной традиции действовать по порочному негласному принципу «Пусть гибнет страна, но реформы должны победить!»

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru