|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 37. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия (окончание)Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформОтношение к реформам в стране, где преобладало неграмотное население, всегда было, с одной стороны, связано с надеждами на лучшее, а с другой — было в основном скептическим. Особенностью реформ в России было то, что их тяжесть ощущали на себе все социальные страты. Как писал поэт-современник Н.А. Некрасов об отмене крепостного права, эта реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенный период, в силу резкого ускорения темпов общественного развития, власти должны были первостепенное внимание уделять именно проблеме социальной адаптации массы населения к реформам и создаваемым ими новым условиям жизни и быта. Однако на деле это не всегда учитывалось. И тем самым можно было вполне прогнозировать расстановку сил сторонников и противников реформ.
Критерием при оценке результативности реформ должно выступать изменение качества жизни населения. За два века реформ и преобразований Россия изменила не только лицо своей промышленности и сельского хозяйства, социальную структуру и идейно-нравственные ориентиры. Изменился достаток населения, его повседневный быт. Однако не всё из задуманного было реализовано. Это означало, что власть должна была правильно представлять себе вектор развития России, планировать и осуществлять новые реформаторские проекты. Проверяем себя 1. В чём вы видите главные причины, заставлявшие российскую власть осуществлять реформы в XVIII—XIX вв.? 2. Какую цель ставили перед собой разработчики реформы политической системы? Кто из них достиг наиболее весомых результатов и почему? 3. В каком направлении эволюционировала самодержавная власть в России на протяжении XIX в.? 4. Кого из разработчиков реформ в XIX в. вы знаете? Чем можно объяснить наличие в этом ряду представителей не только либеральных, но и консервативных взглядов? Данные отразите в таблице. 5. Определите критерии, по которым можно судить о результативности реформ. Думаем, обсуждаем 1. Каков был общий смысл и вектор российских реформ XVIII— XIX вв.? Кто выступал инициатором реформ в стране? Напишите мини-сочинение об одном из реформаторов. 2. В чём вы видите причины непоследовательности и робости реформаторских усилий властей в первой половине и в середине XIX в.? 3. В какой мере российские реформаторы XIX в. опирались на зарубежный опыт? Приведите примеры. Соберите материал и сделайте презентацию по любому аспекту данной темы. 4. Из каких источников осуществлялось финансирование реформ? 5. Какую роль в российских реформах сыграла система образования? С чем это было связано? Напишите реферат на тему «Реформы образования и их роль в прогрессе российского общества в XIX в.». 6. В чём вы видите причины секретного характера разработки многих реформ в России? Приведите примеры. 7. Какие политические и социальные слои были потенциальными сторонниками, а какие — противниками реформ? Составьте сравнительную таблицу. 8. Какие реформы XVIII—XIX вв. были завершены и дали положительный результат? Какие не были завершены? В чём вы видите причины этого? Данные отразите графически. 9. Какие из осуществлённых реформ вы считаете наиболее значимыми? Почему? Напишите краткую исследовательскую работу на эту тему. Работаем с источниками, выполняем задания1. В одной из своих лекций В.О. Ключевский сказал: «Реформа пронеслась над народом как тяжёлый мираж, всех испугавший и никому не понятный». Почему он дал такую оценку российским реформам? Что он имел в виду? Согласны ли вы с историком? 2. Ф. Лагарп в одном из писем Александру I отмечал, что в России никакие реформы не могут быть успешными без просвещения населения. Как вы думаете, почему? Как реагировал на эти соображения император? 3. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет А.А. Аракчеева». Особое внимание обратите на то, каким образом и почему он также оказался в ряду российских реформаторов. Какие из предложенных им идей были реализованы позже, а какие нет и почему? 4. Постройте модель российского государственно-правового устройства, используя программу М.М. Сперанского. Покажите её графически. Какие идеи реформатора актуальны и сегодня? 5. Выделите в документе наиболее важные, с вашей точки зрения, мысли. Напишите исследовательскую работу, тему и структуру которой определите самостоятельно.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|