|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 38. Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного развитияДавайте вспомним Какие изменения в структуре высших государственных органов произошли в начале XIX в. Попробуйте Определить направление изменений, происходивших во властных структурах. Эволюция властиК концу XVIII — началу XIX в. система власти в России претерпела значительные перемены не только в сравнении с XVII в., но и с началом Петровских реформ. Абсолютная власть монарха сохранялась, но она была ограничена рядом сдерживающих факторов. Во-первых, при Петре I и его преемниках сложилась новая законодательная система, которая хотя и не ограничивала власть императора, но фиксировала права и обязанности каждого сословия и институтов власти и тем самым вводила в определённые рамки деятельность самого императора. Во-вторых, соблюдение этого законодательства должна была обеспечивать и контролировать созданная по инициативе самой верховной власти огромная бюрократическая машина в виде системы центральных и местных органов власти. В-третьих, действия верховной власти в России теперь, когда она стала великой европейской державой, должны были вписываться в западноевропейскую политическую традицию, где не было места открытому произволу и деспотии. Эта линия получила своё развитие в первой половине XIX в. С созданием Государственного совета (1810) в качестве законосовещательного учреждения сложилась система, при которой все законы должны были предварительно обсуждаться в нём, после чего утверждаться императором и лишь затем публиковаться Сенатом.
Все другие манифесты и распоряжения императора теперь имели меньшую силу (хотя и неукоснительно выполнялись). Хотя Госсовет и не ограничивал власть монарха, значение его в деле становления правового государства в России было велико. При обсуждении законопроектов Госсовет привлекал экспертов, и сами эти проекты становились достоянием общественного мнения. Эта тенденция особенно усилилась после проведения политических реформ 60—70-х гг. XIX в. По поручению Госсовета по наиболее важным законопроектам изучалось мнение различных сословных организаций и наиболее авторитетных государственных деятелей. По реформе 1801—1803 гг. изменилась и функция Сената, который получил полномочия контроля над действиями местной администрации, прокурорского надзора, высшей судебной инстанции. Это было в определённой мере шагом к последующему разделению властей. В работе государственных учреждений стало больше открытости для простого гражданина. С 1830-х гг. стали публиковаться ежегодные отчёты министерств, с 1862 г. — роспись государственных доходов и расходов. После выступления декабристов император стал менее зависим от дворянства и предпринял шаги к понижению его политического статуса. Это проявилось в ограничении власти помещика над крепостными, ставке царя не столько на дворянство, сколько на подвластную ему в системе управления бюрократию, удельный вес дворянства в которой неуклонно стал снижаться. Важнейшим событием стало принятие в 1830—1832 гг. 45-томного Полного собрания законов Российской империи, подтвердившего подчинённость принципа самодержавия принципу законности.
Александр I и Николай I, будучи конституционными монархами Польши и Финляндии, строили политику в этих районах империи на основе их конституции.
Таким образом, в первой половине XIX в. в России сложилась правомерная бюрократическая монархия. В пореформенный период, с созданием всесословных органов местного самоуправления, отменой крепостного права и дворянских привилегий, население приобрело основные личные права. Однако политических прав оно так и не получило вплоть до 1905 г. Бывшее в XVIII в. господствующим сословием, а в первой половине XIX в. лишь преобладающим сословием, дворянство в пореформенный период стало постепенно превращаться в средний класс российского общества. Сословные привилегии утрачивали духовенство и купечество. Всё это довольно быстро привело к тому, что к концу XIX в. в стране сформировалась всесословная правомерная монархия. Убийство Александра II в 1881 г. затормозило данные процессы, но не могло их предотвратить. Государство продолжало своё движение к конституционной монархии, а российское общество — в сторону гражданского общества. Формирование государственной идеологииВ первой половине XVIII в. Ф. Прокопович обосновал Божественное и историческое право императорской власти в её абсолютистском варианте. При Екатерине II в эту концепцию были внесены дополнения, объяснявшие легитимность абсолютной власти также опытом других стран и народов. В XIX в. этого оказалось недостаточно. В начале 1830-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал новую идеологическую доктрину, ставшую государственной, — так называемую теорию «официальной народности». В её основе были три важнейшие составляющие: самодержавие, православие и народность. Самодержавие объявлялось высшей формой государственной власти. Православие считалось истинной верой и идеологией власти. Народность означала единство и приверженность всех сословий царской власти и народной традиции и деятельность царя на благо всего народа. Таким образом, акцент делался именно на особом месте закона в политическом управлении страной, хотя и при самодержавном способе правления. В 1840—1850-х гг. обоснование идеологии законного самодержавия получило развитие в трудах славянофилов, а во второй половине века — в работах мыслителей консервативного направления Л.А. Тихомирова, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина и др. В царствование Александра III, пытавшегося предотвратить движение государства к конституционной монархии, на смену теории «официальной народности» пришла теория «народного самодержавия». В её основе лежала идеализация допетровской модели государственного устройства, способной обеспечить единство царя и народа без представительных учреждений, бюрократии и интеллигенции.
Подобные взгляды были характерны не только для последних двух императоров России, но и для значительной части высших кругов страны.
|
|
|