Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 38. Российская власть и общество в XIX в.: поиск оптимальной модели общественного развития

Давайте вспомним

    Какие изменения в структуре высших государственных органов произошли в начале XIX в.

Попробуйте

    Определить направление изменений, происходивших во властных структурах.

Эволюция власти

К концу XVIII — началу XIX в. система власти в России претерпела значительные перемены не только в сравнении с XVII в., но и с началом Петровских реформ. Абсолютная власть монарха сохранялась, но она была ограничена рядом сдерживающих факторов. Во-первых, при Петре I и его преемниках сложилась новая законодательная система, которая хотя и не ограничивала власть императора, но фиксировала права и обязанности каждого сословия и институтов власти и тем самым вводила в определённые рамки деятельность самого императора. Во-вторых, соблюдение этого законодательства должна была обеспечивать и контролировать созданная по инициативе самой верховной власти огромная бюрократическая машина в виде системы центральных и местных органов власти. В-третьих, действия верховной власти в России теперь, когда она стала великой европейской державой, должны были вписываться в западноевропейскую политическую традицию, где не было места открытому произволу и деспотии.

Эта линия получила своё развитие в первой половине XIX в. С созданием Государственного совета (1810) в качестве законосовещательного учреждения сложилась система, при которой все законы должны были предварительно обсуждаться в нём, после чего утверждаться императором и лишь затем публиковаться Сенатом.

Титульный лист тома Полного собрания законов Российской империи

Все другие манифесты и распоряжения императора теперь имели меньшую силу (хотя и неукоснительно выполнялись). Хотя Госсовет и не ограничивал власть монарха, значение его в деле становления правового государства в России было велико. При обсуждении законопроектов Госсовет привлекал экспертов, и сами эти проекты становились достоянием общественного мнения. Эта тенденция особенно усилилась после проведения политических реформ 60—70-х гг. XIX в. По поручению Госсовета по наиболее важным законопроектам изучалось мнение различных сословных организаций и наиболее авторитетных государственных деятелей.

По реформе 1801—1803 гг. изменилась и функция Сената, который получил полномочия контроля над действиями местной администрации, прокурорского надзора, высшей судебной инстанции. Это было в определённой мере шагом к последующему разделению властей.

В работе государственных учреждений стало больше открытости для простого гражданина. С 1830-х гг. стали публиковаться ежегодные отчёты министерств, с 1862 г. — роспись государственных доходов и расходов.

После выступления декабристов император стал менее зависим от дворянства и предпринял шаги к понижению его политического статуса. Это проявилось в ограничении власти помещика над крепостными, ставке царя не столько на дворянство, сколько на подвластную ему в системе управления бюрократию, удельный вес дворянства в которой неуклонно стал снижаться.

Важнейшим событием стало принятие в 1830—1832 гг. 45-томного Полного собрания законов Российской империи, подтвердившего подчинённость принципа самодержавия принципу законности.

Документ
Из Основных законов Российской империи. 1832 г.

«Статья 47. Империя Российская управляется на твёрдых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих».

Александр I и Николай I, будучи конституционными монархами Польши и Финляндии, строили политику в этих районах империи на основе их конституции.

Документ
Из присяги Николая I польскому сейму. 1829 г.

«Обещаю и клянусь перед Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдения Конституционной хартии всею моею властью».

Таким образом, в первой половине XIX в. в России сложилась правомерная бюрократическая монархия.

В пореформенный период, с созданием всесословных органов местного самоуправления, отменой крепостного права и дворянских привилегий, население приобрело основные личные права. Однако политических прав оно так и не получило вплоть до 1905 г.

Бывшее в XVIII в. господствующим сословием, а в первой половине XIX в. лишь преобладающим сословием, дворянство в пореформенный период стало постепенно превращаться в средний класс российского общества. Сословные привилегии утрачивали духовенство и купечество.

Всё это довольно быстро привело к тому, что к концу XIX в. в стране сформировалась всесословная правомерная монархия.

Убийство Александра II в 1881 г. затормозило данные процессы, но не могло их предотвратить. Государство продолжало своё движение к конституционной монархии, а российское общество — в сторону гражданского общества.

Формирование государственной идеологии

В первой половине XVIII в. Ф. Прокопович обосновал Божественное и историческое право императорской власти в её абсолютистском варианте. При Екатерине II в эту концепцию были внесены дополнения, объяснявшие легитимность абсолютной власти также опытом других стран и народов.

В XIX в. этого оказалось недостаточно. В начале 1830-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал новую идеологическую доктрину, ставшую государственной, — так называемую теорию «официальной народности». В её основе были три важнейшие составляющие: самодержавие, православие и народность. Самодержавие объявлялось высшей формой государственной власти. Православие считалось истинной верой и идеологией власти. Народность означала единство и приверженность всех сословий царской власти и народной традиции и деятельность царя на благо всего народа.

Таким образом, акцент делался именно на особом месте закона в политическом управлении страной, хотя и при самодержавном способе правления. В 1840—1850-х гг. обоснование идеологии законного самодержавия получило развитие в трудах славянофилов, а во второй половине века — в работах мыслителей консервативного направления Л.А. Тихомирова, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина и др.

В царствование Александра III, пытавшегося предотвратить движение государства к конституционной монархии, на смену теории «официальной народности» пришла теория «народного самодержавия». В её основе лежала идеализация допетровской модели государственного устройства, способной обеспечить единство царя и народа без представительных учреждений, бюрократии и интеллигенции.

Документ
Из воспоминаний С.Ю. Витте

«Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам российского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип действительно самодержавного русского царя; понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих».

Подобные взгляды были характерны не только для последних двух императоров России, но и для значительной части высших кругов страны.

Продолжение параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru