Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 42. Культура России XIX в. Материалы для семинара (окончание)

6. Наука и образование

Из работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева «Русская история от Екатерины Великой до Александра II»

Социально-экономическое развитие страны требовало создания единой системы народного образования.

Дети недворянского происхождения (крестьян, купцов, ремесленников) получали начальное образование в приходских и уездных училищах. Право открывать такие учебные заведения имели земства, городские управления, сельские общества и частные лица.

Для детей дворян и чиновников в городах создавались средние учебные заведения — гимназии. К середине XIX в. их насчитывалось в стране около 50. Гимназии давали право поступления в университет.

Массового женского образования по существу не было. Институты благородных девиц были закрытыми — в них принимались только лица дворянского происхождения.

В первой половине XIX в. в России было образовано семь университетов, они давали высшее образование. Кроме действовавшего Московского, были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях — лицеях...

Развитие науки в России в рассматриваемый период имело свои особенности — оно состояло в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных учёных с представителями идеалистических теорий. При этом большое влияние на научные открытия оказывала передовая общественная и философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения.

7. Театр

Из работы С.Г. Пушкарёва «Россия 1801—1917: Власть и общество»

Европейский театр пришёл в Россию в XVIII в., при поддержке императорского двора и богатых аристократов и в своём репертуаре долгое время оставался иностранным театром. При Александре I, в атмосфере галломании, охватившей высший свет, несмотря на наполеоновское нашествие, модным был французский театр. Хотя в то время были уже русские драматурги, актёры и режиссёры, правительство продолжало тратить значительные средства на поддержку французских трупп и актёров... Те же западные образцы были приняты и в частных театрах, хотя их труппы, состоявшие зачастую из крепостных, были по духу более русскими.

Время признания русского театра наступило во второй четверти XIX в., тогда же, когда пришло признание русской литературы и музыки. Такие актёры, как В.А. Коротыгин, П.С. Мочалов и М.С. Щепкин (двое последних — бывшие крепостные), стали всеобщими любимцами, а на сцене появились произведения отечественных драматургов. Комедии Гоголя «Женитьба» и «Ревизор» (постановка 1836 г.), в которых с блистательным успехом выступил друг автора Щепкин, ознаменовали появление серьёзного, самобытного русского театра. В этом Гоголь сыграл такую же роль, как Пушкин в поэзии и Глинка в музыке. Между 1847 и 1873 гг. театральный репертуар обогатился многочисленными пьесами Островского, в которых главные роли играл талантливый актёр П.М. Садовский.

До 1830-х гг. одни и те же театральные труппы в России ставили как оперные, так и драматические и балетные постановки. Постепенно в Александрийском театре, основанном в 1832 г., ставились драматические спектакли, а в Мариинском театре — опера. Большой театр в Москве стал домом оперы, а Малый — драмы. Во второй половине века началась и специализация при подготовке артистов.

С начала 1880-х гг. театральная жизнь развивалась во многих направлениях. В Москве и Петербурге, наряду с государственными, появились частные театры. Во всех губернских городах и даже во многих уездных возникли свои театры. Некоторые из них достигли высокого профессионального уровня, как, например, театр Н.Н. Соловцова в Киеве и театр Н.Н. Синельникова в Харькове.

Открытие Московского Художественного театра (МХТ) в 1898 г. оказало сильное влияние на развитие театрального искусства не только в России, но и далеко за её пределами...

Со второй половины века под руководством французского балетмейстера Мариуса Петипа и его коллег сформировался особый русский стиль балетного искусства, вышедший на мировой уровень в 1900-е гг. Ярким нововведением стало сочетание танца с выдающимися музыкальными композициями, как, например, в балете Чайковского «Спящая красавица» (первая постановка М. Петипа в 1890 г.). К этому времени русский балет полностью освоил технику классической европейской школы.

На рубеже веков балетмейстер М.М. Фокин внёс новый импульс своей теорией о роли музыки в балете. Он считал, что музыка должна стать выразительной интерпретацией танца, а не просто его звуковым сопровождением, чему должны способствовать и декорации, и костюмы. Общая композиция танца, тесно связанная со всеми этими элементами, составляет основу действий отдельных исполнителей...

Вопросы и задания

1. Какие исторические условия развития культуры называют авторы? Какие из них вы считаете наиболее важными и почему? Какие перемены в культурном развитии российского общества произошли в XIX в.? Какие периоды в нём выделяют авторы? По каким направлениям шло разделение традиционной культуры российского общества в пореформенную эпоху?

2. Назовите основные архитектурные стили, имевшие место в российской культуре XIX в. На какие периоды можно разделить развитие российской архитектуры этой поры? Охарактеризуйте каждый из этих периодов. Назовите наиболее значимые (с вашей точки зрения) и яркие произведения архитектуры XIX в. В каких городах они были построены? Кто был автором этих творений? Используйте возможности Интернета и создайте слайд- шоу, отражающее развитие российской архитектуры XIX в.

3. Что нового произошло в развитии русской музыкальной культуры в XIX в.? Какие периоды вы можете назвать в её развитии? Кто из музыкантов, композиторов сыграл ключевую роль в развитии музыкальной культуры нашей страны в это время? Какие музыкальные произведения вы можете назвать? Какие из них вам наиболее интересны и чем? С использованием возможностей Интернета составьте дайджест наиболее известных вам музыкальных произведений. Кто является авторами этих произведений? Что вы о них знаете?

4. Что нового произошло в развитии русской литературы XIX в.? Какие литературные стили и направления этого времени вам известны? На основании знакомых вам произведений литературы составьте периодизацию развития этой сферы культуры России в XIX в. Кого из русских писателей, поэтов XIX в. вы считаете наиболее значимыми, любимыми? Чем запомнились вам их произведения? Составьте таблицу основных направлений и соответствующих им произведений русской литературы XIX в.

5. Со всеми ли оценками автора текста вы согласны? Что в прочитанном вы считаете наиболее важным? Какие направления живописи развивались в России в XIX в.? Кого из русских художников вы считаете наиболее интересным? Чем вам запомнились их произведения? Какие этапы в развитии отечественной живописи XIX в. выделяет автор? Составьте презентацию по данному направлению художественной культуры России XIX в.

6. Прочитайте текст в разделе 6. В чём состояли главные особенности развития российской науки в это время? Чем можно объяснить повышенное внимание власти к вопросам образования населения, особенно в начале XIX в.? Что было сделано на этом поприще? Каковы были последствия этих мер в сфере образования? Какие научные открытия, сделанные русскими учёными в XIX в., вы считаете наиболее важными и почему?

7. Что принципиально нового в развитии российского театра произошло в XIX в.? Какие достижения в развитии театрального искусства определили лицо русского театра этого времени? Какие этапы в развитии театра вы можете проследить в XIX в.? Кого из знаменитых актёров, постановщиков этого времени вы знаете? Составьте мини-сочинение по творчеству одного из них.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru