Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 42. Культура России XIX в. Материалы для семинара (продолжение)

3. Музыкальное искусство

Из работы Г.В. Вернадского «Русская история»

В XIX в. музыкальная жизнь в России становится более серьёзной и значительной. В 1802 г. основано Русское филармоническое общество. После войны 1812 г. было написано много опер патриотического характера. Руководства по музыке стали доступными, возросло количество серьёзных профессиональных музыкантов, улучшилось музыкальное образование.

Эта творческая атмосфера заинтересованности в музыке сделала возможным появление настоящего основателя современной русской музыки — Михаила Глинки (1803—1857). Он занял в истории русской музыки то же место, которое Пушкин занял в истории русской литературы. Они были современниками, и Глинка, который глубоко уважал Пушкина, написал музыку ко многим его поэмам. Композитор происходил из семьи смоленских провинциальных дворян. Его первые музыкальные впечатления восходят к хору крепостных музыкантов его дяди. Русские народные песни, услышанные Глинкой в детстве, оказали громадное влияние на его творчество. Он учился в Берлине и, приобретя большое искусство в музыкальной технике, развил симфонический и оперный стили полностью в соответствии со своими взглядами. Он сочинил оперы «Жизнь за царя» (теперь известную как «Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842). Либретто последней было написано на основе поэмы Пушкина, музыка орнаментирована блестящими восточными мотивами.

Через десятилетие после Глинки родился другой великий русский композитор — Александр Даргомыжский (1813— 1869). В музыке он представляет реалистический и декламационный стили. Он искал настоящее единство между речью и музыкой и выражался так: «Я хочу, чтобы звук непосредственно выражал слово. Я хочу правды». Его высшим достижением в этом направлении была опера, основанная на пьесе Пушкина «Каменный гость»...

Период 1850—1900-х гг. для русской музыки был временем огромной творческой активности. В начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге сформировалась группа, поставившая своей целью развитие в русской музыке национального стиля. Её главным вдохновителем был Милий Балакирев. Группа также включала Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина и Цезаря Кюи. Название «Могучая кучка», данное им поклонниками, было подхвачено их врагами, которые много лет насмехались над ним. Однако время оправдало его. Главными идеями этой группы были, во-первых, обработка народных песен и, во-вторых, реализм в музыке. Первую осуществлял Глинка. Реализм наиболее полно воплотил Даргомыжский. Они брали свои темы из народной музыки и народных преданий. Их оперы писались на исторические и мифологические сюжеты, часто восточные или русские народные...

Пётр Чайковский (1840—1893) не был членом «Кучки». Его музыка совершенно другого характера, она отражает духовное состояние человека XIX столетия и менее национальна в смысле описания русского характера. Подобно Достоевскому, Чайковский интересовался человеческой душой и выражал её борьбу и страдания. В слепом и беспомощном движении 6-й симфонии можно увидеть пророческое и скорбное выражение приближающегося рока. Он также писал песни, многие из которых показывают замечательную глубину чувств. Его оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» приобрели в России громадную популярность. Его мягкий лиризм универсален для понимания и получил высокую оценку...

4. Литература

Из работы И.А. Заичкина, И.Н. Почкаева «Русская история от Екатерины Великой до Александра II»

В искусстве и литературе начала XIX в. существовало три направления: классицизм, сентиментализм и романтизм.

Классицизм обращался к античности, признавая её высшей нормой эстетического совершенства. Он во многом обусловливался сословным характером дворянской культуры. Его эстетические принципы вступали в противоречие с общей тенденцией жизни, с демократизацией художественной культуры. Обращение к прошлому, строгое требование художественной нормы были несовместимы с новыми представлениями, присущими ломке феодальной системы и развитию капиталистических отношений. Поэтому к 30-м гг. классицизм как стиль эпохи утрачивает своё значение.

Искусство сентиментализма было демократическим по своей направленности. Оно обращалось к чувствам человека, стремилось раскрыть его внутренний мир. Простой человек стал героем сентиментальных произведений. Однако при этом сентиментализм идеализировал «естественную простоту», показывая жизнь крестьян, якобы не испорченных цивилизацией. Он игнорировал социальные противоречия и сводил критику действительности только к нравственной стороне вопроса. Поэтому такая ограниченность этого направления в искусстве делала его нежизнеспособным. Родоначальником сентиментализма в литературе был Н.М. Карамзин.

Романтизм в русском искусстве, и прежде всего в литературе, в середине 20-х гг. достиг своего наивысшего расцвета. В России, как и на Западе, он утверждался на почве недовольства существующей действительностью и глубокого расхождения между светлыми идеалами и мрачной атмосферой всеобщей подавленности и крепостнического угнетения. Он проповедовал стремление к свободе, жажду совершенства и обновления, чувства личной и гражданской независимости. В русской литературе его яркими представителями были М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев.

5. Живопись и скульптура

Из работы С.Г. Пушкарёва «Россия 1801—1917: Власть и общество»

К началу XIX века русская портретная живопись, представленная Д.Г. Левицким и В.Л. Боровиковским, мало чем отличалась от европейской.

После наполеоновских войн настал период романтизма и увлечения ложноклассическими сюжетами. Его представители — Орест Кипренский, известный своими портретами, в частности портретом Пушкина (1827), и К.П. Брюллов, автор полотна «Последний день Помпеи» (1833).

Первый шаг от романтизма к реализму сделал А.А. Иванов своей огромной картиной «Явление Христа народу», над которой он работал 20 лет (1837—1857). Кропотливо изучая источники, он стремился её сделать фактически достоверной. Но интересней самой картины эскизы и этюды к ней, свежей живописной манерой опередившие своё время.

Тем временем набирала силу жанровая живопись, отражающая повседневный быт. Начало ей положил А.Г. Венецианов, проникновенно изображавший в 1821—1847 гг. крестьянскую жизнь. С работами П.А. Федотова в 1840-е гг. в картины вошёл гротеск. Потом мягкая сатира сменилась страстным обличением церкви и государства в полотнах В.Г. Перова, писавшего в 1860-е гг. Перов был инициатором «критического», или «идейного», реализма, ставшего ведущим направлением в русской живописи второй половины века. Более тридцати художников последовали Перову, прежде всего Владимир Маковский, изображавший горькую судьбу бедняков и пошлые манеры буржуазии.

Движение критического реализма оформилось в 1863 г. в «восстании» против «рабства» неоклассической академии. 14 студентов Петербургской Академии художеств отказались писать картины по предложенному на соискание золотой медали сюжету «Пир богов в Валгалле» и покинули Академию. Это был бунт — в отличие от бунта французских импрессионистов — не во имя новых форм или приёмов в живописи, а во имя иных сюжетов. Под влиянием Чернышевского бунтари полагали, что содержание всегда важнее формы и что выбор предмета изображения — вопрос социальной ответственности.

Чтобы добыть средства к существованию, они создали артель и стали устраивать выставки. Успех пришёл к ним в 1870 г., с момента оформления «Товарищества передвижных художественных выставок». Ставшее известным как Товарищество «передвижников», оно приобрело огромное влияние, популяризируя искусство критического реализма по всей стране. Финансовую поддержку ему оказал П.М. Третьяков, богатый купец, приобретавший картины для своей частной коллекции. В 1892 г. он подарил эту коллекцию городу Москве, где она составила ядро нынешней Третьяковской галереи.

Последний день Помпеи. Художник К.П. Брюллов

Основателем Товарищества был И.Н. Крамской — лидер протеста 1863 г. Его отличали фотографическая точность (он начинал свою карьеру как ретушёр в фотостудии) и психологическая напряжённость портретов. Более красочными и мощными были религиозные и исторические полотна Николая Ге (друга Л.Н. Толстого). В конце своей жизни он сосредоточился на библейских сюжетах.

В 1880-е гг. утончённой формой общественного протеста стало изображение исторических событий. В.И. Суриков в «Утре стрелецкой казни» (1881), «Боярыне Морозовой» (1887) и других полотнах изображает драматические моменты русской истории колоритно, в совершенстве владея композицией. В.В. Верещагин, менее яркий художник, служил военным корреспондентом во время походов в Туркестан и на русско-турецкой войне. Оттуда он привёз батальные полотна, заставлявшие задуматься о цене этих войн.

Неизвестная. Художник Крамской

Бурлаки. Художник И.Е. Репин

Стиль передвижников получил самое яркое воплощение в творчестве Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Его «Бурлаки» (1873), тянущие речные суда, сразу принесли ему признание в Европе. В Петербурге же он стал пользоваться успехом как портретист. Несомненной силой его таланта было изображение человеческого лица...

Эстетика передвижников повлияла и на отечественных пейзажистов. Тогда как морские пейзажи И.К. Айвазовского (1821—1900), написавшего более 2000 картин, были сугубо романтичны, реалистическая манера утвердилась в 1860-х гг. в пейзажах А.К. Саврасова и в ботанически точных картинах полей и лесов И.И. Шишкина.

Отход от строго фотографического реализма в пейзажной живописи начал А.И. Куинджи, сосредоточившийся на световых эффектах. В 1880—1890-е гг. Исаак Левитан, возможно, самый чуткий из художников-пейзажистов, стал сдержанно использовать импрессионистские приёмы. Постепенно влияние французских импрессионистов проникло и в жанровую живопись Ф.А. Малявина (женщины-крестьянки) и К.А. Коровина (декоративная живопись), Б.М. Кустодиева.

Преобладание содержания над формой в конце концов привело критический реализм к упадку. Оно сделало целое поколение художников невосприимчивым к мысли, что само художественное произведение важнее, чем предмет, на нём изображённый. Снова настало время перемен, но теперь ведущее положение в Академии художеств твёрдо занимали передвижники. Творческие объединения, возникшие вне академии, ставили своей задачей освободить русское искусство от провинциализма, от сентиментальных, идеологических и дидактических условностей, от приземлённого позитивизма и утилитаризма, открыть путь воображению, фантазии, мечте...

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru