Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 43. Духовные идеалы и повседневная жизнь сословий в XIX в. (продолжение)

Увлечения промышленного века

Война 1812 г. оказала огромное влияние на зрелищную культуру. В дни празднования победы в войне в Москве состоялись пышные фейерверки. На маскараде 1814 г. в честь победы был устроен спектакль «Храм бессмертия». Репертуар театров составили героические оперы, высмеивавшие французов комедии, дивертисменты на народные и исторические темы, патриотические балеты. Водевили с куплетами и каламбуром полюбили все сословия.

Зал театра в то время нередко отражал социальную структуру общества. В креслах партера сидели только министры и сановники. Дамы высокого ранга занимали места в ложах нижнего яруса. Правую часть партера занимали более состоятельные люди, чем левую. За креслами в партере делали стоячие места, где размещались знатоки театра. Галёрку занимали мещане и небогатые купцы. Перед началом представления «угощали» музыкой и давали комедию, затем трагедию или водевиль в несколько действий, а в конце — бенефис актёров, которым дарили кубки, портсигары, камни и деньги. За спектакль лучшие актёры получали по две дорогие восковые свечи, но было много таких, игра которых «не стоила свеч».

В правление Александра II сложилась специализация театров: в одних шли оперы, в других — балеты, в третьих — драматические пьесы. Возникли театр миниатюр и кабаре. Дамы в театрах не хлопали и не выходили из лож. Мужчины не свистели, а шикали или аплодировали, кричали «браво» и «фора».

В годы правления Александра I и Николая I были распространены частные балы. Общественный бал начинали полонезом, а частный — вальсом. Вошла в моду оживлённая мазурка. Подскоки, прихрамывание, удары каблуком символизировали всадника и его даму. Популярной стала и полька — живой танец с прыжками, а затем быстрый с прыгающим ритмом галоп. Музыка и движения прыжковых танцев отражали лихорадочно-стремительный ритм времени. Шаловливый котильон с выбором партнёров завершал бал. Во второй половине XIX в. распространились благотворительные и костюмированные балы, стилизованные под «русскую тему», и танцевальные вечера, которые не требовали изысканных нарядов и строгого этикета. Помимо оркестра танцевать могли под рояль (фортепиано).

Популярным увлечением дворянства оставалась игра в карты. Проигрывали состояния, земли, крепостных, даже жён. В правление Александра I в России была открыта фабрика по производству карт. На них ставили клеймо с изображением пеликана — намёк на то, что доходы от игры шли на содержание воспитательных домов. Всех игроков делили на играющих «для удовольствия» и «для продовольствия». Карточная игра была выражением истинно барского элемента российской жизни и мерилом достоинства человека. Уплата карточного долга стала делом чести.

Делом чести были также дуэли. Они рассматривались как «глоток свободы» дворянина, который дерзко и без вмешательства государства распоряжался своей и чужой жизнями. Самым знаменитым дуэлянтом был герой войны 1812 г. Ф.И. Толстой-Американец, который убил 11 человек. Период правления Николая I стал «золотым веком» русской дуэли.

Дуэль стала характерной чертой поведения романтика. На Кавказе сложился ореол фигуры сосланного дуэлянта, который представал жертвой и героем. Дуэль проходила ранним утром в условленном месте. Её правила определяли секунданты, недаром говорили: «Не шпаги и пистолеты убивают, а секунданты». Они отмеривали шаги между противниками и давали команды. Противники, как правило, стреляли с места или шли навстречу друг другу. В общественном мнении убивший противника на дуэли не признавался за преступника. Однако церковь считала дуэли пережитком язычества и не давала хоронить убитых на ней на кладбище. После 1861 г. дуэль воспринимался как устаревшая дворянская причуда.

Дуэль. Рисунок XIX в.

Другим дворянским увлечением была охота. Она стала стилем жизни, азартной игрой, видом спорта. В неё вкладывали труд крепостных крестьян и огромные деньги. Предметом гордости помещика становились дорогие породы собак. Для охоты требовалось 3—4 своры борзых и 18—40 гончих с доезжачими и псарями. Охота представляла собой хорошо продуманный спектакль под руководством ловчего. Все её участники надевали бекеши на меху, шаровары, короткие сапоги и картузы. Настоящий охотник должен был быть хладнокровным, сметливым, ловким, любить природу.

Охоту начинали рано утром с сигнала в рог. Объектами охоты помещиков были зайцы, лисы, волки, реже — кабаны и лоси. Охота напоминала военный поход и продолжалась от 2—3 дней до месяца. Ночевали в лесу, где разбивали палатки и буфет. Каждому убитому зверю трубили фанфары, затем устраивали пир.

Распространённой городской забавой дворян, купцов, мещан были петушиные бои в частных домах и трактирах. Петухов для боя хорошо кормили, давали красного вина, намазывали маслом, слегка посыпали перцем и отрезали гребни. Перед боем зрители делали ставки и заклады на петухов. Одни петухи нападали прямо на противника, другие бегали кругами и изматывали его, третьи клевали в голову. Хозяину петуха-победителя платили от 3 до 300 рублей. Он всех угощал водкой с закуской. Популярным зрелищем народа был раёк — деревянный ящик с застеклёнными окнами, куда глядели зрители. Внутри райка крутили бумажную ленту с картинками на библейские темы и сцены из «райской жизни». Другим зрелищем был вертеп — тоже деревянный ящик, в верхней части которого давали кукольные представления.

Эклектика русского жилища

В первой четверти XIX в. в дворянском и купеческом жилище утвердился стиль ампир. Именно в этом стиле были восстановлены многие дома в Москве и других городах после войны 1812 г. Одноэтажные особняки с 7—9 окнами с мезонином посередине, портиком из 4—6 дорических колонн и зелёной крышей были окружены решёткой и воротами со львами. Фасады украшали белые гипсовые медальоны в античном духе, лавровые венки и гирлянды.

Под руководством архитектора О.И. Бове разработали проекты деревянных типовых домов со штукатуркой и с отделкой под камень. Указ Александра I установил определённые цвета для окраса жилых домов: светло-жёлтый, светло-зелёный, светло-синий, светло-серый, палевый и бледно-розовый.

На первом этаже дома размещались сени и парадные помещения с окнами на улицу. Зал, столовую и гостиную соединяли анфиладой. Стены красили масляной краской или обивали полосатыми тканями — у дворян шёлковыми, у купцов ситцевыми. После 1812 г. стены стали украшать алагерками — мелким орнаментом с оружием и доспехами. Полы застилали коврами и паркетами фабричного производства. Белые потолки только в парадных помещениях отделывали лепниной. Хрустальный убор осветительных приборов уступил место бронзе.

Стол в стиле ампир XIX в.

Уют и теплоту создавала мебель из карельской берёзы, ореха, тополя. В дворянских особняках мебель полировали, в купеческих домах натирали воском. Атласные и ситцевые яркие обивки сидений кресел и стульев дополняли подлокотники в виде лебединой шеи, спинки с лирами и орлами, ножки со сфинксами и с лапами львов. По эскизам В.П. Стасова и К.И. Росси делали банкетки, кресла-корытца, диваны-пате без спинок, конторки и бюро с выдвижными деталями.

В царствование Николая I интерьеры стали оформлять в стиле бидер- мейер. Светлые небольшие комнаты с низкими потолками создавали обстановку уюта. Оклеенные обоями в мелкий цветочек стены украшали акварелями на темы семейного быта. Атмосферу уюта подчёркивали белые потолки, драпировки лёгких занавесок, ситцевая обивка мебели, вышитые бисером вещи. Комнаты обставляли небольшими диванами, столиками, жардиньерками, горками, комодами. Романтизм и неоготика распространились в усадебном строительстве. Многие поместья того времени напоминают средневековые замки или коттеджи. Главный дом имел асимметричные фасады, окна с резными каменными переплётами и зубчатыми башнями. Готические формы приобретали карнизы, наличники дверей и окон, рисунок паркета. Такова усадьба Марьино под Москвой.

В декоре комнат использовали витражи и цветное стекло, что придавало помещениям налёт загадочности и таинственности. Трёхлопастные арки, крестоцветы, розы, гербы использовали в креслах, кушетках, шкафах и ширмах. На камин ставили скульптуры рыцарей и часы в виде готического собора. Кабинеты отделывали в восточном вкусе коврами и оружием.

Неоготическим усадьбам соответствовали романтические парки, в которых ценили тёмные чащи, сломанные плакучие деревья и змеевидные дорожки. Меланхолические ассоциации усиливали благоухающие цветы и травы и струящаяся вода ключей, ручьёв и водопадов.

Правление Александра III ознаменовалось распространением эклектики в жилище разных сословий. Новшеством строительства стали конструкции из чугуна и металла, окна- витрины, эркеры, висячие лестницы, лёгкие стены, высокие железные крыши. В жилища пришли водопровод, канализация, вентиляция, отопление. На первых и вторых этажах доходных домов с балконами и двумя входами — чёрным и парадным сдавали дорогие квартиры, на верхних — дешёвые.

Барские квартиры состояли обычно из восьми комнат. К просторной передней примыкали гостиная или зал и кабинет хозяина. В глубине располагались кухня с выходом на чёрную лестницу, столовая, спальня, детская и комната прислуги.

Интерьер в стиле эклектики был наполнен бархатными портьерами, мягкой плюшевой мебелью и цветами. Поверхность мебели покрывали ажурными скатертями. Мебель могли собирать из отдельных деталей с элементами разных стилей по запросам заказчика. В богатой дворянской и купеческой среде распространился стиль «второе рококо» с её роскошью. Золочёную мебель ставили на фоне стен, отделанных шёлком или под бархат обоями, пышных ковров на полу. Лепные потолки оформляли раковинами, цветами и листьями. Фарфоровые рамы зеркал и вставки на мебели расписывали букетами роз.

На общем фоне эклектики в строительстве особняков выделялся так называемый псевдорусский стиль. В этом стиле строили купцы, подчёркивая свою приверженность к народу. Высокая крыша и парадное крыльцо напоминали о новоявленных боярах. Фасады украшали мраморными полотенцами, гирьками арочных окон и резными петушками шатровых крыш. Живописность жилища усилилась применением цветного кирпича, смальты, изразцов, росписей. Интерьеры таких домов обставляли похожими на теремки, ларцы и поставцы буфетами с резьбой, сундуками и поставцами с древнерусскими орнаментами.

Дом купца обычно был трёхэтажным. Парадные комнаты выходили на улицу большим залом, двумя гостиными, обширной столовой и кабинетом со стеклянными шкафами и английскими часами с боем. Жилые комнаты с низкими потолками и небольшими окнами во двор занимали третий этаж. В мезонине располагали детские. В доме держали горничных, лакея, повара, кухарку, прачек. При доме был сад и двор с баней, кладовой, сараем и конюшней.

Мещанские дома строили двух типов — трёхкамерный и пятистенок. Пятистенок имел входную дверь с улицы, у трёхкамерного дома крыльцо было в глубине двора. Три окна на фасаде закрывались ставнями. В обстановке домов мещан появились диваны, деревянные кровати, шкафы для чайной посуды, часы и зеркала. Дворовых построек стало меньше, вместо них стали строить доходные дома для сдачи квартир внаём. Погреб, конюшня и каретный сарай были обязательны.

Крестьяне сооружали трёхкамерные дома с избой, сенями и холодной горницей. Под избой находился тёплый омшаник для припасов, под горницей — подклеть для содержания зимой скота. Расширение дома достигалось пристройкой прируба. Крестьянский двор включал гумно, овин, амбар, конюшню, сеновал, сарай, хлев.

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru