|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 1. Россия в мировой экономике и политике начала XX в. (окончание)Русско-японская война 1904—1905 гг.Первой для России войной в новом веке стала война с Японией. Это была первая полномасштабная война на Дальнем Востоке, которую вела великая мировая (но в первую очередь европейская) держава. Не считая японскую армию и особенно флот равными себе по силе и боевому искусству, русское командование допустило стратегический просчет. Военные планы России были составлены в традициях полувековой давности, да и то с учетом специфики военных операций в Европе. К тому же трехкратное преимущество японцев в боевой силе, использование их флотом новейших образцов боеприпасов, а также тщательный анализ японским главным штабом всех боевых операций русской армии привели к печальному для России результату. Не последнюю роль сыграла помощь и поддержка, которую оказывали Японии другие противники России. В итоге вся война с Японией стала чередой военных неудач России. В первый же день войны, 27 января 1904 г., атака японских миноносцев вывела из строя три крупных русских корабля в Порт-Артуре. Правда, японцы не смогли выполнить задачу внезапного уничтожения всей порт-артурекой эскадры.
31 марта во время выхода для сражения русской эскадры из Порт-Артура на мине подорвался русский флагман, на котором находился командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров. 28 июля 1904 г. при попытке эскадры прорваться из Порт-Артура погиб исполняющий обязанности командующего флотом контр-адмирал В.К. Витгефт и почти весь его штаб. 20 декабря 1904 г. после многомесячной героической обороны Порт-Артура крепость капитулировала. Остававшиеся на плаву русские корабли были затоплены.
Неудачи преследовали и русскую сухопутную армию. В условиях численного и технического превосходства японской армии, а также невозможности быстрой переброски из центральной России дополнительных сил и средств командующий русской Маньчжурской армией А.Н. Куропаткин (считавшийся в Европе одним из лучших стратегов) придерживался тактики последовательного отступления с целью наращивания численного превосходства над противником. Идея «бережения» армии хотя и привела к крупным поражениям (август 1904 г. под Ляояном), тем не менее значительно обескровила и японцев. В Маньчжурии впервые в истории войн образовался сплошной фронт протяженностью свыше 60 км. В феврале 1905 г. японские войска перешли в наступление в районе города Мукден. В результате ожесточенного двухнедельного сражения русские войска потерпели поражение. Маньчжурская армия, понеся большие потери (89 тыс. человек), отошла на заранее подготовленные позиции. Однако и японская армия была сильно истощена (более 70 тыс. убитых и раненых) и не способна более к наступательным операциям.
Последним аккордом войны стала гибель в Цусимском сражении в мае 1905 г. 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З.И. Рожественского, совершившей беспримерный поход из Балтийского моря в Тихий океан. От полного и сокрушительного поражения Россию спасли мужество и героизм русских солдат и матросов. Подвиг экипажей легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», принявших неравный бой с японским флотом в районе корейского города Чемульпо, стал легендой не только российской истории. Плененные русские герои были удостоены воинских почестей даже командованием противника, восхищенным их мужеством и верностью воинскому долгу. Но эти проявления мужества так и не смогли изменить общей ситуации на фронте. США, опасавшиеся окончательного поражения России и связанного с этим усиления позиций Японии, выступили посредником в переговорах о мире. Англия и Франция, добившиеся ослабления России, также не желали продолжения этой войны. 23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Россия признавала за Японией преобладающие интересы в Корее, уступила Японии аренду Ляодунского полуострова, часть железной дороги со всем имуществом, а также южную половину Сахалина. Война с Японией показала резко возросшую роль военной и стратегической разведки. Она же стала первым сигналом о том, что Генштаб России оперирует в планировании и проведении боевых операций категориями середины XIX в. без учета той специфики, которая проявилась в войнах начала XX в. Россия плохо подготовилась к войне с дипломатической точки зрения — у нее не оказалось союзников, значительную часть своих вооруженных сил она вынуждена была держать в Европейской России. Почти все великие державы оказывали поддержку Японии, обеспечивая ее финансами, военной техникой, разведывательными данными. Наконец, Россия была не подготовлена к войне идеологически. Куронаткин писал: «Японская армия была патриотично настроена, она чувствовала поддержку всей нации, все чины армии сознавали огромную важность начатой борьбы». Русская же нация не сплотилась идейно вокруг необходимости победы. «Шапкозакидательские» настроения в начале войны оборачивались глубоким разочарованием, раздражением и озлоблением против «бездарных» властей по мере поступления вестей о поражениях русской армии и флота. Эти настроения стали катализатором революции 1905—1907 гг. Подведем итогиВступая в новый, XX век, Россия должна была в короткий срок пройти дистанцию большого исторического масштаба: завершить индустриальную модернизацию, обновить социальные и политические отношения, найти достойный ответ на новые внешние вызовы. Замедление на этом пути создавало угрозу стабильности в самом российском обществе и порождало возможность утраты геополитических позиций, устанавливавшихся веками. Проверяем себя 1. С чем связано ускорение процесса урбанизации в России в начале XX в.? Свою точку зрения аргументируйте. 2. С чем связано отставание российской промышленности от промышленности западных держав? Свою точку зрения аргументируйте. 3. Охарактеризуйте политическую систему России в начале XX в. Чем она отличалась от политических систем других стран Европы? 4. В чем вы видите особенности формирования политических партий в России по сравнению с аналогичными процессами в странах Западной Европы? 5. Каково было внешнеполитическое положение России в начале XX в.? С какими странами Россия состояла в союзе и почему? Думаем, обсуждаем 1. Оцените преимущества большой территории России для развития ее экономики и возможные отрицательные последствия этого же фактора для ее экономического развития. Составьте схему. 2. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения социальной политики государства в этот период. Что предпринималось для решения социальных проблем населения? Сделайте презентацию. 3. Сравните экономические показатели России и крупнейших европейских государств, а также США. Сопоставьте их. Представьте информацию в виде диаграммы по выбранным критериям сравнения. Какие можно сделать выводы? 4. Используя дополнительную информацию, определите, каковы положительные и отрицательные последствия развития промышленности для традиционно сельскохозяйственных регионов России. Составьте сравнительную таблицу. 5. Составьте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей изучаемого периода по проблеме национальных движений на территории России в этот период. 6. Оцените, какие возможности имелись у разных социальных слоев населения в плане участия в «индустриальном скачке» России. Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков. Работаем с источниками, выполняем задания1. О чем идет речь в документе? Какие проблемы государственного устройства предстояло решить императору Николаю II? Представьте подробный комментарий.
2. Охарактеризуйте место России с точки зрения политики и экономики в мире в начале XX в. 3. Подготовьте сообщение о жизни и деятельности последнего российского императора Николая II и его семье. 4. На географические и природные особенности России, которые имели сильное влияние на историю страны, обращали внимание известные русские историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Используя данные Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, выскажите свое мнение по данной проблеме. 5. Составьте и заполните таблицу «Оппозиционные движения в России начала XX в.». Критерии сравнения определите самостоятельно. 6. Напишите историческое размышление-анализ «Индустриальная модернизация в России. Особенности, темпы, направления, противоречия». 7. На основе информации карты на с. 12—13 составьте таблицу, показывающую, какие производства были развиты в традиционных и новых промышленных центрах России. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|