Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

§ 2. Революция в России 1905—1907 гг.

Давайте вспомним

    Основные этапы революции 1905—1907 гг.
    Когда и при каких обстоятельствах в России появилась первая Дума
    Существовали ли в этот период в России легальные политические партии

Попробуйте

    Узнать, какие революционные события происходили в вашем районе в этот период
    Назвать политических деятелей этого периода

Причины и начало революции

В начале XX в. Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий. Они во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть — инициатор модернизационных преобразований — оказалась неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т. е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившегося в острое противостояние власти и общества.

Забастовка. Художник С.В. Иванов. 1903 г.

Интеллигенция, не только радикальная, но и либеральная, взяла на вооружение нелегальные методы борьбы, усилилась террористическая деятельность революционных организаций. Заволновалось студенчество, пытавшееся при помощи требований восстановления университетской автономии отстоять свои гражданские права. Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны, где особенно остро ощущалось малоземелье, предъявило требование передела помещичьих земель. Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Усилившиеся волнения на национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки русификаторского курса. Особенно осложнили положение катастрофические поражения русской армии и флота в Русско-японской войне.

Столь массовое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имеют серьезные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать.

9 января 1905 г. Художник В.Е. Маковский (очевидец событий)

Ситуацию коренным образом изменили события 9 января 1905 г. в Петербурге. Расстрел мирной демонстрации, несшей петицию императору, ошеломил все слои общества. Представлени я жителей России о справедливом и милосердном царе, который заботится о своем народе, составлявшие основу патерналистских установок, были существенно поколеблены. Один петербургский рабочий позднее вспоминал: «В этот день я родился во второй раз, но не все забывающим и все прощающим ребенком, а озлобленным человеком, готовым к борьбе за победу». В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи.

Становление конституционной монархии в России

Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы. Но осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант. Решающую роль сыграла Октябрьская политическая стачка, охватившая всю страну и почти полностью парализовавшая ее. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», изданный в разгар стачки, обещал населению законодательный парламент и гражданские свободы. Под влиянием декабрьского вооруженного восстания в Москве, 12 декабря 1905 г. царь подписал закон о порядке выборов депутатов Государственной думы.

23 апреля 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных законов Российской империи», которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов. При определении прерогатив императорской власти слово «неограниченная» было заменено на слово «верховная», ибо отныне «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». При этом сохранилось понятие «верховная самодержавная власть», которая мыслилась как гарант целостности «единого и нераздельного» Российского многонационального государства. Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководил внешней политикой и управлял армией и флотом.

17 октября 1905 г. Художник И.Е. Репин

Вторая глава «Основных законов...» содержала статьи о правах и обязанностях населения Российской империи. Она обещала гражданам неприкосновенность личности, жилища и собственности, право на свободное избрание местожительства и профессии, право свободного выезда за границу, право на свободу вероисповедания, право «в пределах, установленных законом» выражать и распространять свои мысли. Несколько ранее, 27 августа 1905 г., была восстановлена университетская автономия.

Существенные изменения произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом императора от 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство — Совет министров. Председатель Совета министров (премьер-министр) получил право контролировать деятельность министров, представлять правительство перед императором и законодательными учреждениями. За министрами оставалось право «всеподданнейших докладов» царю, но они должны были согласовывать их с премьер-министром. В соответствии с «Основными законами...» Совет министров наделялся правом законодательной инициативы, разработки законопроектов и внесения их в Думу. Первым председателем Совета министров был назначен автор Манифеста 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте.

Конечно, новая политическая система была далека от идеального варианта правового государства и гражданского общества. Законотворческая деятельность Государственной думы была ограничена невозможностью внесения изменений в «Основные законы Российской империи»; граждане России не получили права на прямые, равные, тайные и всеобщие выборы; император обладал еще огромной властью, в том числе правом досрочного роспуска Думы и издания законов в обход ее; правительство не назначалось парламентом и не отчитывалось перед ним. Тем не менее в 1906 г. Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии, а ее население получило основные политические права, благодаря чему россияне из подданных императора превратились в граждан страны.

Опыт российского парламентаризма

В отличие от многих европейских стран, в которых парламентские традиции складывались веками, история дореволюционного российского парламента насчитывала всего 12 лет, вобрав в себя опыт работы четырех Государственных дум и двух ее роспусков.

Депутаты Государственной думы избирались населением на 5 лет в специально созданных избирательных округах тайным и многоступенчатым голосованием по куриям. Дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). При вступлении на должность депутаты подписывали торжественное обещание исполнять свои обязанности, «храня верность его Императорскому Величеству, государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России».

Закон предоставлял народным избранникам депутатский иммунитет, согласно которому арест депутата допускался в исключительных случаях с санкции судебных органов. При этом судебная власть должна была заручиться поддержкой со стороны большинства законодательной палаты.

Зал заседания Государственной думы в Таврическом дворце в Петербурге

Работой Государственной думы руководил ее председатель. Председателем, по установившемуся обычаю, выбирался лидер фракции, составляющей думское большинство. Согласно парламентской традиции, депутаты, состоящие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились по фракциям (хотя законы не предусматривали никаких депутатских объединений). Нередко во главе думских фракций находились лидеры политических партий (П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич и т. д.). При этом в Думе свободно функционировали и фракции нелегальных партий.

Голосование в Думе проводилось, как правило, вставанием со своих мест тех депутатов, которые не поддерживали выносимое на голосование решение. Сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех и других было примерно равное число, то голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» — в другие. К закрытому (тайному) голосованию шарами или записками прибегали при выборах должностных лиц, членов комиссий и т. п.

Работа Думы носила гласный характер, который обеспечивался публикацией стенографических отчетов о парламентских заседаниях (за исключением закрытых заседаний, которых, впрочем, было немного), допуском публики на общие собрания (по личным рекомендациям депутатов), присутствием прессы.

Важнейшей деятельностью Думы было обсуждение и утверждение новых законов. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им — к императору, который выносил окончательное решение.

В компетенцию Думы входило утверждение бюджета («государственной росписи») страны. Однако это право не распространялось на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам, на чрезвычайные расходы в военное время, на государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Особенностью российской парламентской системы, значительно ограничивающей ее возможности, являлось отсутствие механизма ответственности правительства перед народным представительством. Правда, Дума могла осуществлять косвенный контроль преимущественно в форме запросов к министрам по поводу незаконных действий властей. Запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов.

Кроме того, Дума являлась легальной общероссийской политической трибуной, выразителем общественного мнения. Именно эту функцию и реализовывали в основном депутаты I и II Государственных дум, речи которых больше напоминали выступления митинговых ораторов. В результате I Дума проработала 72 дня, II Дума — 103 дня.

3 июня 1907 г. наряду с манифестом о роспуске II Думы было обнародовано и новое «Положение о выборах в Государственную думу», которое позволяло значительно сократить оппозиционные силы в российском парламенте. Издание нового избирательного закона в обход Думы и Государственного совета являлось нарушением «Основных законов Российской империи», и было воспринято оппозицией как «государственный переворот» и конец революции 1905—1907 гг.

Продолжение параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru