|
|
|
Глава 3. Политическая борьба и поиски модели развития 1921—1929 гг.
§ 11. Новая экономическая политика (окончание)Кризис нэпаУсиление государственного регулирования советской экономики выражалось в том, что промышленность, не снижая цены на свои изделия, приобретала в условиях почти полной монополии продукты сельского хозяйства по искусственно заниженным ценам. В результате крестьяне начали сокращать продажу своей продукции. Они вывозили на рынок минимальное количество продуктов (только для того, чтобы получить деньги для уплаты налога и покупки самого необходимого). Этот факт означал, что началось настоящее широкомасштабное крестьянское сопротивление существующим порядкам. Власть со своими далеко идущими планами «уперлась» в мужика. План хлебозаготовок на 1927 г. был провален. Этим были сведены на нет возможности экспорта зерна и закупки за границей на вырученные средства промышленного оборудования. Курс на индустриализацию оказался под угрозой. Кризис хлебозаготовок обострил и ускорил социальные и политические процессы в СССР. XV съезд ВКП(б) в декабре 1927 г. провозгласгш курс на коллективизацию крестьянских хозяйств. В январе 1928 г. высшее руководство страны решило применить чрезвычайные административно-политические меры для увеличения заготовок сельхозпродукции и конфисковать излишки хлеба у крестьянских хозяйств, имевших большие запасы. К проведению заготовок привлекли органы ОГПУ и милиции, на места было откомандировано около 30 тыс. партийных и советских работников. Чрезвычайные меры позволили значительно увеличить заготовки хлеба, но его все-таки оказалось намного меньше, чем было необходимо. В июне 1928 г. хлебные биржи Европы потрясла сенсация — Советский Союз закупил 9 млн пудов пшеницы!
В то же время отношение крестьян к власти резко ухудшилось. Участились террористические акты против ее представителей. Крестьяне сокращали посевы, продавали инвентарь и технику, занимались самогоноварением на продажу, некоторые устремились в города. Противоречия общества подошли к такой критической черте, что разрешить их в рамках нэпа стало невозможно. Подведем итогиПосле военно-коммунистических экспериментов периода Гражданской войны большевики были вынуждены провозгласить новую экономическую политику, допускавшую возвращение рыночных элементов в экономику страны при сохранении административно-командных рычагов в ее управлении. Переход к нэпу способствовал восстановлению страны, но противоречия между рыночными и административно-командными принципами вызывали частые сбои хозяйственного механизма. Они усиливались по мере поворота страны к проведению индустриальной модернизации, что потребовало кардинальной перестройки всей экономической системы. Проверяем себя 1. Чем было вызвано введение новой экономической политики? 2. Сравните экономические мероприятия нэпа и «военного коммунизма». В чем их сходство и различия? 3. В чем вы видите причины кризисов нэпа? 4. Что такое концессии? Для чего они вводились? Каков был экономический эффект от введения концессий? 5. Почему нэп был отменен? Каким образом проводилась его отмена? 6. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны нэпа. Думаем, обсуждаем 1. Используя дополнительные источники информации, изготовьте плакат «Причины и масштабы голода в России 1921 —1922 гг.». 2. Письменно сформулируйте не менее 10 противоречий между задачами индустриализации и интересами крестьян. Каковы причины этих противоречий? Какие вы могли бы предложить альтернативные варианты устранения этих противоречий? 3. Оцените возможности разных форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) с точки зрения эффективности и масштабов сельскохозяйственного производства. Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков. 4. Найдите примеры, иллюстрирующие конфликт рыночной системы и системы государственного регулирования в 20-е гг. Оцените эффективность решений этих конфликтов. 5. На основании материалов, относящихся к изучаемому периоду, напишите реферат о сходстве и отличиях разных форм хозяйствования: аренды, концессии, треста, государственных акционерных обществ, паевых товариществ (не более трех страниц). 6. Напишите учебно-исследовательскую работу о целях и механизмах денежной реформы в годы нэпа. Сравните покупательную способность рубля этого периода с валютами Франции, Англии, США, Японии и Китая. Работаем с источниками, выполняем задания1. На основе документа охарактеризуйте антицерковную политику большевиков в период голода начала 20-х гг.
2. Продолжите и закончите мысль. К концу Гражданской войны стало очевидным, что политика «военного коммунизма» экономически бесперспективна. Более того, и политически она исчерпала себя, так как... 3. Прочитайте документ. Каким образом характеризовалось в нем состояние общества, какие аргументы выдвигались в пользу изменения политики партии?
4. О каком отношении к нэпу свидетельствует следующий документ?
5. О каком методе борьбы с кулаком рассказывает данный документ? В чем суть понимания нэпа автором документа? Как он объясняет причины трудностей, переживаемых страной?
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|