|
|
|
Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.
§ 16. Формирование мобилизационной политической системы (продолжение)Формирование планово-директивной экономикиВ конце 1920-х — 1930-е гг. происходит формирование планово-директивной экономики. Еще в 1921 г. была создана Государственная плановая комиссия (Госплан), а с середины 1920-х гг. ставится задача организации планирования в общегосударственном масштабе. План рассматривался как инструмент качественного преобразования, изменения макроэкономических пропорций. Он был призван решить сложнейшую задачу: максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы в условиях их катастрофического дефицита.
В результате сложилась жесткая «вертикаль» управления экономикой. Стратегическое планирование осуществляли общесоюзные партийные и государственные структуры, высшие органы которых (пленумы ЦК и съезды партии, сессии ВЦИК и съезды Советов, Совнарком) принимали соответствующие решения (часто совместные). После этого план становился законом для управленцев всех уровней. План включал директивы (указания) по всем сферам народного хозяйства СССР. Директивы детально определяли конкретные задания по отраслям (количественные показатели), объем выделяемых ресурсов (материальных, финансовых) и сроки выполнения. Воплощать в жизнь директивы должны были наркоматы, в состав которых входили главные управления (главки). Главки осуществляли непосредственное руководство предприятиями — низовым хозяйственным звеном. Предприятию «сверху» «спускали» план, который всегда был напряженным. Огромное влияние на характер экономики и методы управления ею оказала масштабная модернизация Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота. Эта модернизация оттягивала на себя значительные ресурсы, а темпы роста военных отраслей намного превосходили гражданские. Грандиозные технико-экономические перемены в СССР были невозможны без решения важнейшей социальной задачи — столь же масштабного повышения уровня культуры всего населения. В стране, где к концу 1920-х гг. оставались многомиллионные массы неграмотных и малограмотных, был ничтожно тонок слой специалистов, интеллигенции, решение этой проблемы также требовало включения мобилизационных механизмов. К концу 1930-х гг. в этой области удалось добиться революционных перемен.
Трудовая мобилизация населенияФормирование планово-директивного управления экономикой сопровождалось складыванием соответствовавшей ей системы стимулирования труда. Крайняя ограниченность ресурсов, которые должны были идти на зарплату, строительство жилья, производство одежды, обуви, мебели, бытовой утвари, сферу обслуживания, обусловила особенности этой системы. Государство административно регулировало уровень доходов и потребления, который зависел от степени ответственности и сферы занятости работников. Руководители высокого ранга имели высокий в сравнении с другими гражданами уровень потребления, при этом их в приказном порядке, не спрашивая, могли назначить на любую должность и перебросить в любую точку страны. «Ответственные работники» имели ненормированный рабочий день, несли строгую персональную ответственность. Невыполнение задания, подозрительное прошлое, сомнения в лояльности — все это могло быть и являлось поводом для репрессий против руководителей и членов их семей. От этого не был застрахован ни член Политбюро, ни нарком, ни директор предприятия. Во вторую группу входили работники — инженеры, служащие, рабочие, труд которых оплачивался в соответствии с определенной государством тарифной сеткой. Зарплаты этой категории были невысоки: их хватало на удовлетворение лишь первоочередных потребностей в еде и одежде. В оплате труда присутствовала уравнительность: различия между работниками разной квалификации были не слишком велики. Ограничения в перемещении с одного места работы на другое были связаны с введением в 1938 г. трудовых книжек. С тех пор без трудовой книжки не принимали на работу, она хранилась на предприятии, ее могли не выдавать. Ограничения в выборе места жительства появились и в связи с введением в 1932 г. прописки по строго определенному адресу.
Третья категория работников — прежде всего колхозные крестьяне — за свой труд получали совсем незначительную плату. Экономические стимулы работы в колхозах были низкими, и как следствие — производительность труда тоже. Большинство крестьян существовало преимущественно благодаря наличию у них приусадебных участков. Но они предоставлялись лишь при условии работы на колхозных полях и фермах. Фактически колхозники были прикреплены к своим деревням: они не имели паспортов, без которых передвижение по стране было невозможным. Четвертой категорией граждан, труд которых интенсивно использовался в решении задач индустриализации, были заключенные. В 1930 г. по решению СНК СССР было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Труд заключенных стал включаться в государственные планы, возник лагерный сектор экономики. В 1938 г. в лагерях находились 1 млн 851 тыс. заключенных. На 1 марта 1940 г. ГУЛАГ состоял из 53 лагерей, 425 исправительно- трудовых колоний, насчитывавших около 1 млн 600 тыс. заключенных. Использовался также труд многих сотен тысяч сосланных людей («спецпоселенцев»). «Спецпоселенцы» работали на всех важнейших стройках, причем большинство работало добросовестно и вопреки всему верило в великий смысл того, что они делают. В 30-е гг. многие важные отрасли экономики (лесозаготовка, добыча металлов, строительство), районы Севера и Дальнего Востока развивались благодаря использованию принудительного труда.
Однако система стимулирования труда в СССР в 30-х гг. не ограничивалась административным регулированием и принуждением. Успехи в развитии экономики были бы невозможны без искреннего энтузиазма рабочих, крестьян, интеллигенции. В основе их энтузиазма лежала вера в возможность революционного преобразования общества на основе принципов всеобщего равенства и справедливости, впервые реализуемого именно в нашей стране. Многие были уверены, что социализм будет построен очень быстро, после чего придет долгожданное изобилие для трудового народа. Готовность сознательно идти на жертвы, неудобства и тяготы давала возможность намечать такие темпы преобразований, которые в других условиях были нереальны. Эти настроения блестяще выразил В.В. Маяковский: «Темно свинцовоночие и дождик толст, как жгут. Сидят в грязи рабочие, сидят лучину жгут. Сливеют губы с холода, но зубы шепчут в ряд: «Через четыре года здесь будет город-сад!»
Энтузиазм народа целенаправленно поддерживался «сверху». В январе 1929 г. была опубликована написанная В.И. Лениным еще в 1917 г. статья «Как организовать соревнование». В ней говорилось, что именно сознательность и энтузиазм должны быть главным стимулом к труду при социализме. Уже в конце 1929 г. развернулось массовое движение за досрочное выполнение планов пятилетки. Поддержка «ударничества» в годы первой пятилетки, стахановского движения в период второй пятилетки выливалась в мощные пропагандистские кампании, которые были призваны вдохновлять широкие массы рабочих на самоотверженный труд. Ударников, стахановцев, передовиков производства окружали почетом и уважением, их имена гремели по всей стране, они получали немалые материальные блага. Для граждан, добившихся наиболее выдающихся результатов в деятельности на благо страны, в 1938 г. было учреждено звание «Герой социалистического труда». Национальная политика в 1930-е гг.Уже к концу 20-х гг. стало очевидно, что бурное развитие национальных культур народов СССР, рост их национального самосознания входят в противоречие с набиравшей силу тенденцией к усилению центральной власти в рамках формирования мобилизационной политической системы. Для преодоления этого противоречия власти предприняли ряд мер в сфере национальной политики. Было отменено использование национальных языков во всех государственных учреждениях. В начальных и средних школах национальных республик стало обязательно изучение русского языка как второго родного. На волне индустриализации в города устремились миллионы вчерашних крестьян — носителей особого, бытового языка и культуры, многих традиций уходящего аграрного общества. В массе своей это были неграмотные люди. Их обучение элементарной грамоте во всех городах страны велось также на русском языке. Русский язык использовался и в Красной Армии, где в 1938 г. были упразднены национальные воинские формирования. Введение русского языка как государственного не воспрещало изучение и использование национальных языков. Однако сама жизнь делала необходимым общение между людьми на одном языке. Это диктовала также возросшая социальная мобильность населения. По мере усиления центральной власти со своих постов были сняты многие местные лидеры, отстаивавшие курс на приоритет национальных интересов над общесоюзными. Немалое их число было репрессировано. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|