|
|
|
Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.
§ 16. Формирование мобилизационной политической системы (окончание)Построение социализма и ужесточение политического режимаВ результате стремительного «наступления социализма по всему фронту» к середине 1930-х гг. в СССР произошли огромные экономические, социальные и политические изменения. Они были закреплены в принятой 5 декабря 1936 г. новой Конституции СССР. Основной закон провозглашал победу социализма в стране.
Выборы в новые органы власти проходили в 1937 и 1938 гг. в праздничной обстановке. Однако одновременно в стране происходили массовые репрессии. В основе ужесточения режима в середине 1930-х гг. лежало представление руководителей СССР о допустимости превентивной (упреждающей) репрессии. Превентивные репрессии рассматривались как средство подавления не только отдельных личностей, но и целых социальных групп, чьи интересы были чужды принципам существующей власти и которые могли оказать ей активное противодействие. После революции можно выделить три этапа репрессивной политики. На первом этапе, который охватывает период революции и Гражданской войны, репрессии были направлены против «классовых врагов»: буржуазии, землевладельцев, офицеров, части интеллигенции, духовенства, казачества. Эти репрессии приобрели форму «красного террора». Второй виток репрессивной спирали приходится на конец 20-х — начало 30-х гг. В качестве объектов превентивной репрессии выступали те, кто открыто не принимал курс на форсированную индустриализацию или сомневался в его правильности. Для устрашения нелояльных была организована серия громких показательных судов против интеллигенции, старых «буржуазных» специалистов («Шахтинское дело», «дело Промпартии» и др.). Особенно массовыми были репрессии против крестьян, которые противились коллективизации и раскулачиванию. В целом в ходе кампании по раскулачиванию в отдаленные районы страны была выселена примерно 381 тыс. крестьянских семей.
Третий этап политики превентивных репрессий начинается в середине 1930-х гг. Теперь под каток «политической целесообразности» к прежним группам добавились и многие члены ВКП(б), особенно с дореволюционным стажем, несогласные с проводимым курсом, недовольные лично И.В. Сталиным и считавшие необходимым его отстранение от власти. Сталин воспользовался убийством в декабре 1934 г. первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) С.М. Кирова как поводом для физического устранения той части «старой гвардии» большевиков, которую считал для себя опасной.
Результатом этого витка репрессий стала смена правящего слоя: из общественной жизни была удалена подавляющая часть старых большевиков. На их места выдвигались «молодые сталинцы», не сомневающиеся в правоте верховной власти и готовые выполнять все ее решения. Их взгляды и личный опыт оказывали определяющее влияние на политику СССР вплоть до середины 80-х гг. XX в. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, Д.Ф. Устинов, А.А. Громыко, Ю.В. Андропов и многие другие).
Пик массовых репрессий, который получил название Большого террора, пришелся на 1937—1938 гг. Начало ему положил приказ наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова от 31 июля 1937 г. Он был нацелен на уничтожение или изолирование в ГУЛАГе значительной массы людей, подвергавшихся преследованиям в недавнем прошлом, но получивших по Конституции 1936 г. все права. Среди таких категорий населения в приказе назывались бывшие кулаки, духовенство и сектанты, активные участники антисоветских вооруженных выступлений, члены антисоветских политических партий, белые, каратели, репатрианты и некоторые другие. Число репрессированных по этому приказу достигло почти 770 тыс. человек. Во многом размах этих мер был вызван опасениями Сталина и его окружения в том, что на первых в истории СССР всеобщих выборах победу на местах могут одержать противники его курса. Ряд наиболее видных деятелей большевистской партии были осуждены в эти годы на открытых судебных процессах. Однако большинство репрессированных тогда были осуждены специально созданными внесудебными органами («тройками» и т. д.). Жертвами юридически необоснованных массовых репрессий были представители всех — и старых, и новых — социальных групп советского общества. Согласно современным данным, с 1930 по 1953 г. через исправительно-трудовые лагеря прошло 11,8 млн человек, через колонии — 6,5 млн, т. е. всего — 18,3 млн. Из них за «контрреволюционные» преступления были осуждены 3,7 млн человек (20,2%). Приговор к высшей мере наказания получили 786 098 подсудимых. С позиций общечеловеческой морали гибель и сломанные жизни людей не могут быть оправданы.
Подведем итогиВ 1930-е гг. советскому народу удалось совершить подлинный исторический подвиг. Был осуществлен мощный рывок в развитии, качественно преобразился социально-экономический и культурный облик страны, изменилось ее место в мире. Колоссальные результаты были достигнуты неимоверно драматичными усилиями, за них была заплачена высокая цена. Решение грандиозных задач было обеспечено государственно-политической системой, которая носила мобилизационный характер. Построенная жестко централизованно, в духе военного времени, она сумела обеспечить концентрацию имеющихся ресурсов на главных направлениях. Сочетая принуждение и моральные стимулы, используя страх и энтузиазм, созданная «вертикаль управления» в целом решила те задачи, которые встали перед страной в конце 1920-х гг. Проверяем себя 1. Как изменялось отношение лидеров большевистской партии к идее мировой революции? С чем связаны эти изменения? Какое влияние идея мировой революции оказала на политику советского правительства? 2. Каково было внешнеполитическое положение советского государства в 1920-х гг? Согласны ли вы с тем, что страна находилась во враждебном окружении? Свой ответ подтвердите фактами. 3. Охарактеризуйте экономические и политические условия, в которых проходило формирование мобилизационной системы. Какие задачи была призвана решить эта система? 4. Укажите связь между господствовавшей в СССР в 1920— 1930-е гг. идеологией и формированием в стране мобилизационной системы. 5. Было ли возможно в 1920-е гг. формирование в СССР немобилизационной системы? Свой ответ аргументируйте. 6. Какие точки зрения о влиянии репрессий на развитие страны вам известны? Какую из них вы считаете более убедительной? Свою точку зрения обоснуйте. Думаем, обсуждаем 1. Составьте схему социального устройства советского общества в период конца 1920-х — начала 1930-х гг. 2. Найдите примеры, иллюстрирующие масштабную модернизацию Красной Армии и Красного Флота в 30-е гг. Как менялись тогда вооруженные силы государств, которые являлись потенциальными противниками СССР? Сделайте презентацию по результатам работы. 3. Напишите авторский текст «Биография-портрет С.М. Кирова». 4. На основании литературных источников и документальных материалов очевидцев событий ГУЛАГа напишите эссе о назначении этой системы. Дайте оценку законности наказаний в этот период. Обоснуйте критерии оценки. 5. Каковы последствия развития стахановского движения для экономики СССР? Сделайте сборник примеров достижений в промышленности и сельском хозяйстве СССР. Работаем с источниками, выполняем задания1. Вопрос о причинах установления режима личной власти И.В. Сталина и сегодня активно обсуждается в историографии. Выскажите свое мнение по этой проблеме. 2. Какие противоречия вы видите в приведенном документе, чем их можно объяснить? Как они характеризуют политический режим СССР в 1930-е гг.?
3. Чем вы объясните изменение позиции Г.Е. Зиновьева, к каким последствиям привели репрессии в стране?
4. На основании документа охарактеризуйте суть политического режима, исходя из методов и средств, которые использовались властью.
5. Считаете ли вы оправданными меры по централизации государственно-политического управления в 1930-е гг.? Каковы были цели подобных действий? <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|