|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 3. Столыпинские реформы: замыслы и результаты (продолжение)Школьная реформаПравительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включавшую всеобщее начальное, среднее и высшее образование.
Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражения ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросам о том, кому должны подчиняться школы, имеет ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках. Для Столыпина эти проблемы имели второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению, значительно увеличив расходы на начальное образование (с 8 286 672 рублей в 1906 г. до 35 884 672 рублей в 1910 г.). К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения.
Кроме того, выделялись значительные средства на подготовку и переподготовку учителей. Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода. Большое внимание Столыпин уделял дальнейшему развитию среднего и высшего образования, развитию науки и культуры. Правительство финансировало научно-промысловые исследования Северного Ледовитого океана, археологические исследования Кавказа и восточных губерний. Значительные средства были выделены на подготовку фундаментальных научных изданий. Столыпин был убежден в том, что сохранение и приумножение славных традиций науки и культуры являются одними из главных факторов формирования национального сознания русского общества и его патриотического воспитания. Административные реформыП.А. Столыпин понимал, что его замыслы встретят сопротивление как со стороны правоконсервативных кругов, так и со стороны левых сил. Поэтому он сделал ставку на регулирующие функции государства, а это потребовало, в свою очередь, перестройки и укрепления административного аппарата, создания сильной вертикали исполнительной власти. Поэтому важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа, коренным образом перестраивающая местное управление и самоуправление. Основная цель реформы местного управления состояла в том, чтобы, с одной стороны, ликвидировать архаичные сословные структуры (земских начальников, уездных предводителей дворянства), а с другой — укрепить губернские и уездные органы власти назначаемыми из центра чиновниками — начальниками уездов и участковыми комиссарами. При этом предполагалось значительно расширить полномочия губернаторов, поднять престиж губернских чиновников, улучшить их подготовку и увеличить жалованье. Реформа местного самоуправления предусматривала распространение земств на всю территорию Российской империи, включая Прибалтику, Западный край и Польшу; расширение полномочий земских органов; создание в качестве низшего административного звена всесословной волости, а в крупных селах и поселках, где проживало некрестьянское население, поселкового управления. Таким образом, предполагалось создать гибкую и эффективную систему взаимосвязанных органов управления и самоуправления (при строгом разграничении их функций и компетенций), ориентированную на происходящие в связи с аграрной реформой социальные изменения в стране. Создание низовых институтов управления и самоуправления (волостного и поселкового) предоставляло крестьянам-собственникам реальную возможность активного участия в выработке и принятии жизненно важных решений.
В это же время правительство внесло в Думу законопроекты об уравнении в правах старообрядцев и расширении прав евреев, о государственном страховании и пенсиях для рабочих, а также проект о введении всеобщего начального образования. Однако ни один из этих законопроектов так и не стал законом — одни были отклонены Думой, другие — Государственным советом. Законопроект о частичном снятии ограничений с торговых прав евреев сумел пройти через обе палаты, однако царь отказался его подписывать. Ужесточение национальной политики1909 год стал переломным в политической карьере Столыпина. Сложившаяся против него коалиция, в которую входили влиятельные члены Государственного совета, крупные землевладельцы, ряд высших иерархов православной церкви, высокопоставленных чиновников, которые ощущали себя не у дел в свете новых политических экспериментов, а также большая часть царского окружения («камарилья») в союзе с крайне правыми политиками Думы и близкими к ним журналистами, устроила шумную травлю премьер-министра. Столыпин подал прошение об отставке. Царь отставки не принял. Премьер-министр, пытаясь умиротворить своих врагов, в выступлениях перешел с либеральной лексики на патриотическую и перенес акцент своей преобразовательной деятельности на русификацию окраин. Так он пытался разыграть националистическую карту. Основной целью реформ Столыпин объявил создание «великой России». Этот лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства империи при главенстве в ней русской нации. Правительство поспешило ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции.
Российские власти усилили борьбу и с польским сепаратизмом. Избирательный закон 3 июня 1907 г. резко сократил польское представительство в Думе (с 37 до 14 депутатов), причем 2 из них избирались особо от русского населения Польши. В 1907—1908 гг. были закрыты все польские национальные культурно-просветительные общества и учреждения, обвиненные в том, что их деятельность ведет «к усугублению начал национальной обособленности и розни». Большой шум вызвал и принятый в 1911 г. закон о земстве в западных губерниях России. Столыпин предложил ввести земства только в 6 из 9 губерний края, в которых проживало значительное число русского населения (т. е. украинцев). При этом вразрез с общероссийским избирательным законом, предусматривающим деление избирателей по сословиям, этот закон разделил избирателей западных губерний по национальным куриям — польской и русской. Таким образом, помещики-поляки, составлявшие ничтожное меньшинство среди жителей этих мест, не могли получить в земствах преимущество перед крестьянами, которые были в большинстве своем украинцами. Более того, особыми правилами вводились ограничения на представительство помещиков в земском самоуправлении. Премьер-министр и не скрывал, что главная цель закона — «запечатлеть открыто и нелицемерно, что Западный край есть и будет край русский, навсегда, навеки!». Правительство продолжило политику ограничения прав еврейского населения. Прежде всего были введены более жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев (лиц иудейского вероисповедания) в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы не должно было превышать 3%; в других городах вне черты оседлости 5%, а в черте 10%. Несмотря на все эти меры, популярные среди приверженцев правых кругов, П.А. Столыпин так и не обрел среди них доверия. В то же время многие депутаты Думы, которые относились к нему с уважением, не считали для себя возможным поддерживать премьер-министра в его «поправении». Серьезный удар правые нанесли Столыпину в марте 1911 г. при обсуждении в Государственном совете законопроекта о введении земств в западных губерниях. Законопроект был отклонен правыми под предлогом, что он ущемляет права помещиков, а национальные курии будут способствовать разъединению страны. Сразу же после голосования Столыпин подал в отставку. Николай II колебался, и лишь настойчивое вмешательство его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и некоторых великих князей удержало его от подписания прошения премьера. Император был вынужден согласиться на все требования Столыпина. Он распустил на три дня обе законодательные палаты и принял закон о земствах (статья 87 «Основных законов...» позволяла царю в чрезвычайном порядке издавать законы между сессиями Думы).
Однако отчуждение между царем и премьер-министром стремительно нарастало. Устранение Столыпина с политической арены стало лишь вопросом времени. Был даже выбран способ его осуществления — сделать П.А. Столыпина наместником Кавказа. Но реализации этого плана помешала трагическая гибель председателя Совета министров. Столыпин был смертельно ранен в сентябре 1911 г. Д.Г. Богровым, являвшимся одновременно сотрудником охранки и членом революционной организации. Обстоятельства убийства и удивительная некомпетентность чинов охраны дали основание многим (включая семью Столыпина) считать, что его смерть последовала в результате заговора офицеров полиции. <<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|