|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 3. Столыпинские реформы: замыслы и результаты (окончание)Последний меморандум СтолыпинаВ мае 1911 г. П.А. Столыпин продиктовал своему близкому сотруднику записи для императора, в которых содержался долгосрочный проект дальнейших политических преобразований в России. Последний меморандум Столыпина содержал план реорганизации центральных исполнительных структур: создание 7 новых министерств (труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, обследования и эксплуатации природных богатств, здравоохранения); реорганизацию действующих министерств (финансов, народного просвещения, военного, морского, внутренних дел, иностранных дел и самого Совета министров); понижение земского ценза (примерно в 10 раз), с тем чтобы в земском управлении могли принимать участие владельцы хуторов и рабочие, имеющие недвижимую собственность. Он предполагал также увеличить более чем в 3 раза государственный бюджет и использовать это увеличение для крупномасштабных структурных инвестиций, совершенствования административного аппарата, а также на социальные нужды. Его план предусматривал децентрализацию государственного управления путем значительного расширения полномочий земств, расширение полномочий главы правительства, предоставление полного равноправия нерусским народам империи. Подведем итогиПолитика, проводимая П.А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени. Однако довести до логического конца процесс модернизации Россия не успела. В то же время столыпинский план реформирования в кризисной ситуации представляет собой уникальный опыт, не потерявший своей актуальности и в наши дни. Столыпин фактически определил контуры новой национальной идеологии, базисными элементами которой являлись: твердый правовой порядок, единое и неделимое государство, сильная вертикаль исполнительной ветви власти, частная собственность и свободный труд, патриотизм и международный авторитет Российской державы. Проверяем себя 1. Каковы были основные задачи столыпинской реформы? Были ли они решены в ходе ее проведения? 2. Перечислите основные мероприятия столыпинской реформы. 3. Для чего П.А. Столыпин предлагал ввести всеобщее начальное образование? 4. Какие изменения произошли в положении крестьян благодаря I столыпинской реформе? 5. Перечислите проблемы, стоявшие перед Российской империей в начале XX в. Какие меры принимались для решения этих проблем? 6. С чем связано стремление Николая II отстранить П.А. Столыпина от активной политической деятельности? Каким образом это планировалось сделать? Думаем, обсуждаем 1. Напишите учебно-исследовательскую работу о целях и механизмах реформ П.А. Столыпина. Оцените экономическую эффективность реформ. Сравните создаваемую экономическую систему с аналогичными системами Франции, Англии, США, Японии и Китая. 2. Оцените преимущества и недостатки личного землевладения перед общинным для увеличения производительности сельского хозяйства. Составьте схему. 3. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более 6 страниц) о современных взглядах на результативность и последствия реформ П.А. Столыпина. Выберите наиболее достоверную, по вашему мнению, точку зрения. Обоснуйте свой выбор. 4. Напишите авторский текст «Биография-портрет П.А. Столыпина как одного из ярких представителей российских реформаторов» (не более 500 слов). 5. Каковы положительные и отрицательные последствия реформы П.А. Столыпина для рабочих? Назовите основные источники ресурсов этой реформы. Сопоставьте показатели экономического роста в России в начале XX в. с экономическими показателями этого же периода Франции, Англии, США, Японии и Китая. Сделайте презентацию. Работаем с источниками, выполняем задания1. На основании документа определите социально-экономическую и политическую стратегию развития России, исходя из мнения П.А. Столыпина.
2. Проведите экономический анализ-исследование размеров материального поощрения крестьян в ходе проведения аграрных реформ. Сделайте вывод об эффективности мер правительства по этому вопросу. Крестьянин, купивший землю, обеспечивался безвозмездной дотацией в 165 рублей; строительные материалы получал бесплатно; кредиты на обустройство хозяйства выделялись на 50 лет, а проценты за него погашало государство. 3. Создайте проект «Судьба реформ и реформаторов в России в XIX в.». 4. Напишите мини-сочинение на тему «Значение столыпинской реформы в контексте событий революции 1905—1907 гг.». 5. Используя данные, сделайте вывод о степени поддержки аграрной реформы правительством. Россия в 1907—1913 гг. истратила на перевооружение армии и флота 4,36 млрд рублей, на поддержку разоряющегося поместного дворянства 987 млн рублей, на реформу (в европейской части страны) 56,6 млн рублей. 6. Постройте модель российского государственно-правового устройства, используя программу П.А. Столыпина по созданию «великой России». Какие идеи реформатора актуальны и сегодня? <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|