Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

§ 4. Российское общество в начале XX в. (продолжение)

Грамотность, образование, культурно-просветительская работа и спорт

В ведении церкви находились не только духовные учебные заведения, но и значительная часть системы начального образования. Для многих жителей села церковно-приходские школы были единственным доступным источником грамотности. Другой широко распространенной формой начального образования являлись земские школы. Но в целом система начального образования охватывала в 1900-е гг. лишь около половины детей соответствующего возраста.

Всего грамотные составляли, по данным переписи 1897 г., 23,8% от общего числа населения деревни, а среди городского населения таких людей было 57%. В среднем же читать и писать умел лишь каждый пятый житель империи. Вопрос о введении всеобщего обучения детей и о проведении школьной реформы широко обсуждался, но государственный проект реформы среднего образования появился только в годы Первой мировой войны и не был осуществлен. По уровню грамотности Россия находилась позади развитых стран.

Это касалось и среднего, и особенно высшего образования. Среднее образование имели около 4%, а высшее — всего около 1% населения страны. Подготовку в университет давала классическая гимназия, реальное училище обеспечивало возможность поступления в высшие технические учебные заведения. В гимназиях и на гуманитарных факультетах университетов сохранялись консервативные учебные программы, но приток в их стены свободно мыслящих преподавателей превратил многие учебные заведения в рассадники идей обновления страны. Вовлеченность учащейся молодежи в общественную жизнь и политику стала характерной чертой времени.

По числу университетов Россия в канун мировой войны находилась на уровне Испании (10) и далеко позади Германии (32), Италии (28) и Великобритании (18). Последний в годы существования Российской империи, одиннадцатый университет был открыт в Перми в октябре 1916 г. Общее число высших учебных заведений — государственных и общественно-частных — достигло 124. Востребованными были инженеры для развивавшейся промышленности и транспорта, а также юристы (юридические факультеты лидировали по числу выпускников), врачи и педагоги.

Женщины не имели полноценного доступа к высшему образованию вплоть до 1911 г., когда был принят закон, дававший возможность выпускницам высших женских курсов сдавать экзамены в университетах и получать соответствующие дипломы. Первые российские женщины — профессиональные врачи и юристы получали образование за границей, в основном в Швейцарии, и вынуждены были через экзамены подтверждать свою квалификацию в России. Такая возможность предоставлялась далеко не всегда даже при наличии диплома иностранного университета (так, знаменитый математик, член Московского математического общества С.В. Ковалевская преподавала вне России, в Стокгольмском университете). По итогам такого испытания первая российская женщина-хирург В.И. Гедройц, получившая образование в Швейцарии, в 1900-е гг. становится главным хирургом Мальцо- вских заводов. Но подобные примеры были исключением. Многие профессии оставались для женщин недоступными. При этом они могли в силу раздельного владения имуществом самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью (что было совершенно невозможно в те годы в Западной Европе и США), и многие представительницы известных купеческих фамилий немало преуспели на этом поприще.

Здание университета им. А.Л. Шанявского в Москве.

Любители лыжного спорта в России. Начало XX в.

Особую категорию составляли учебные заведения, основанные на частные средства. Первый народный университет был учрежден в Москве в 1908 г. по завещанию благотворителя генерала А.Л. Шанявского для «привлечения симпатии народа к науке и знанию». Условия поступления в это учебное заведение были предельно демократичными, без ограничений по вероисповеданию, а также по социальному положению и полу. На частные пожертвования существовали народные дома (своего рода клубы, объединявшие библиотеку, читальню, лекционно-театральные залы) и другие культурно-просветительские учреждения, занимавшиеся образованием и просветительством в рабочей среде. Такие курсы работали и при некоторых крупных предприятиях.

Спортивные занятия вплоть до конца XIX в. были уделом очень небольшой части аристократии. Приметой перемен стало появление первых общедоступных спортивных организаций — Тяжелоатлетического общества и подобных кружков любителей спорта. К 1914 г. по стране насчитывалось более 1200 таких объединений. Появились и первые спортсмены-профессионалы — борцы, велосипедисты, фехтовальщики, конькобежцы, конники, авиаторы. В 1908 г. российские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх; первым олимпийским чемпионом из России стал выдающийся фигурист Н.А. Панин-Коломенкин, уже известный в то время тренер и будущий теоретик спорта. Первый матч футбольных команд, о котором сообщалось в печати, состоялся в Петербурге в 1897 г.

Впрочем, широкого распространения массовый спорт в те годы получить не мог: только появлялись первые общественные спортивные сооружения, тяжелые условия физического труда отнимали все силы у занятых на производстве, а вопросы гигиены и здорового образа жизни требовали целенаправленной просветительской работы.

Боксер и его тренер. Начало XX в.

Растущая потребность в удовлетворении запросов населения способствовала развитию книгоиздательской деятельности. Книжный рынок, со своей стороны, формировал вкусы и предпочтения своих потребителей. Дешевые издания для массового читателя с незатейливым сюжетом и тематические календари стали вытеснять популярные лубочные картинки. Огромным спросом пользовались календари «Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина». Сытин — выходец из крестьян — сумел наладить выпуск и распространение качественной художественной и просветительской литературы по доступным ценам. Самым популярным журналом для чтения была издаваемая А.Ф. Марксом «Нива», его выписывали все читающие семьи страны. Как бесплатные приложения к этому изданию были выпущены собрания сочинений почти всех русских писателей XIX в. Публикацией произведений русской и зарубежной литературы занимались также издательства К.Т. Солдатенкова, М.О. Вольфа, А.С. Суворина. Энциклопедическую литературу выпускали петербургское издательство «Брокгауз и Эфрон» (с 1889 г.) и московское братьев А.Н. и И.Н. Гранат (с 1892 г.), появились специализированные издательства научно-технической, медицинской, просветительской литературы. Вся печатная продукция проходила жесткую цензуру. Общее число названий выпускаемых изданий достигло в 1913 г. 34 тыс., тираж достиг 120 млн экземпляров. Книги и газеты стали превращаться в часть привычного обихода многих российских семей.

Научно-технические достижения и организация исследовательской работы

Профессиональной научной деятельностью в России занималась небольшая прослойка ученых, сосредоточенных в Академии наук, университетах и научных обществах. Наряду со скудными и зачастую нерегулярными государственными дотациями (из нескольких сотен научных обществ поддержку от государства получали не более 20—25), на рубеже XIX—XX вв. в науку стали поступать частные пожертвования. Они направлялись в основном на финансирование научно-практических инициатив — строительства и поддержки Аэродинамического института в Кучино под Москвой (Д.П. Рябушинский), организации исследовательских экспедиций на окраины империи, разведки залежей полезных ископаемых и т. д. В 1909 г. появилось Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений (так называемое Леденцовское общество по имени промышленника Х.С. Леденцова, передавшего на поддержание его деятельности проценты с завещанного капитала), в его состав вошли известные российские ученые. Общество сыграло большую роль в поддержке научно-прикладных исследований.

В 1912 г. к Северному полюсу направилась экспедиция Г.Я. Седова, снаряженная в основном на частные пожертвования. Были обследованы Новая Земля и острова Земли Франца- Иосифа. Гибель руководителя экспедиции помешала осуществлению плана покорения полюса.

Прорыв происходил на тех направлениях науки и техники, результаты которых непосредственно интересовали государственные ведомства, в первую очередь военное и морское. Освоение отдаленных районов империи требовало быстрого развития железнодорожного транспорта: казенные заказы стимулировали бурное железнодорожное строительство, создание совершенных отечественных паровозов и инженерных конструкций (дебаркадер Киевского (тогда Брянского) вокзала в Москве гениального инженера В.Г. Шухова и сегодня остается одним из выдающихся сооружений такого рода в мире). Профессия инженера-путейца стала одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых в России.

Определенная государственная поддержка оказывалась и создателям первых образцов авиационной техники на основе расчетов «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. В Москве на базе Императорского высшего технического училища была построена первая в мире аэродинамическая труба для испытаний летательных свойств самолетов. На основе этих разработок авиаконструктор И.И. Сикорский, будущий основатель знаменитой американской вертолетной фирмы, построил первый в мире четырехмоторный самолет; в годы Первой мировой войны бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Сикорского производился серийно. Военный летчик П.Н. Нестеров тогда же вписал свое имя в список достижений мировой авиации, впервые выполнив обоснованную расчетами Жуковского «мертвую петлю». Инженер Г.Е. Котельников создал первый в мире эффективный ранцевый парашют, спасший жизни сотням летчиков в годы войны, Н.Д. Зелинский — совершенный для того времени противогаз, Д.И. Менделеев — высокоэнергетические пороховые смеси для артиллерии. В соответствии с расчетами А.Н. Крылова были сконструированы линейные корабли российского флота, отличавшиеся выдающимися боевыми характеристиками, и самые быстроходные в мире миноносцы.

А.С. Попов в 1895 г. представил на заседании Русского физико-химического общества первый в мире аппарат беспроволочной телеграфии — радиоприемник. Уже несколько лет спустя, в 1900 г., изобретатель наладил радиосвязь в Балтийском море на расстоянии 45 км в ходе спасательной операции по снятию с камней севшего на мель броненосца. Тем самым были наглядно показаны возможности и преимущества нового вида сообщения. Но изобретения Попова очень медленно внедрялись в жизнь. Так, в период Русско-японской войны российский флот не был оснащен радиоаппаратурой, в то время как противник активно ею пользовался. Запатентованное за рубежом аналогичное изобретение итальянского инженера Г. Маркони быстро получило широкое признание.

Это касалось и многих других научных достижений: государственная поддержка науки и внедрения опытных разработок не носила, как и частная благотворительность в этой сфере, системного характера, была нерегулярной или вовсе отсутствовала. Бюрократические препоны зачастую оказывались непреодолимым препятствием, перспективные идеи не получали нужного финансирования (так произошло, например, с проектом исследования Арктики с помощью ледоколов, который активно отстаивали Д.И. Менделеев и выдающийся флотоводец и океанограф адмирал С.О. Макаров). Многие приборы и новые разработки целенаправленно закупались за границей. Знаменитый крейсер «Варяг», например, был построен на верфях в США в рамках государственной военно-морской программы. Поскольку были слабо разведаны естественные богатства страны, многие виды сырья также покупали за рубежом.

Николай II и его свита осматривают самолет «Илья Муромец». Начало XX в.

Хотя по числу занятых в научной сфере Россия заметно уступала европейским странам, в области фундаментальных исследований российские ученые добились выдающихся результатов на самых разных направлениях. Это произошло в физиологии (исследования И.П. Павлова были отмечены Нобелевской премией в 1904 г.), биологии и медицине (И.И. Мечникову совместно с немецким ученым П. Эрлихом присудили эту же награду за работы в области иммунологии). Мировое признание получили труды К.А. Тимирязева (физиология растений), В.М. Бехтерева (исследования функций головного мозга), В.И. Вернадского в области геохимии. Над разработкой теории реактивного движения и основ космонавтики работал К.Э. Циолковский, преподаватель калужской гимназии. За полвека до прорыва человека в космос он провел математические расчеты, которые легли в основу создания космических ракет, искусственных спутников Земли, орбитальных и межпланетных космических кораблей. Опыты П.Н. Лебедева в области оптических эффектов и света заложили основы для развития целого направления в современной физике. Ученые петербургской математической школы занимались как теоретическими, так и прикладными разработками в сфере механики и расчетов динамических конструкций (А.М. Ляпунов, А.А. Марков, В.М. Стеклов). Выдающийся математик П.Л. Чебышев первым создал «стопоходящую машину», имитировавшую движение живых существ, — прообраз современных шагающих роботов.

Однако большинство фундаментальных разработок велось вне связи с конкретным производством. В России, за отдельными исключениями (такими, как Прохоровская Трехгорная мануфактура, где опытным путем разрабатывались новые красители), не было промышленных лабораторий, ориентированных на внедрение научных результатов в практическую деятельность.

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru