|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 4. Российское общество в начале XX в. (окончание)Подведем итогиТаким образом, в России в начале XX в. социальная модернизация, в отличие от индустриальной, протекала крайне медленно, российское общество все еще было расколото на сословия, картину мира большинства людей определяло религиозное сознание. В западноевропейских странах изменения в социальной сфере во многом были связаны с процессом урбанизации. В России, по сравнению с ними, темпы урбанизации были значительно ниже. Тормозил социальную модернизацию низкий уровень грамотности населения. Тем не менее Россия не производила впечатления темной и невежественной страны. В городах обычным делом становятся не только уличное электрическое освещение, водопровод и канализация, но и телефонная связь, трамваи, автомобили. А российские ученые добились выдающихся результатов в различных областях фундаментальной науки. Проверяем себя 1. Почему одной из важнейших социальных проблем в России в начале XX в. стала проблема жилищного строительства? 2. Какие изменения в начале XX в. произошли в быту горожан? Какие черты патриархального быта продолжали сохраняться? 3. Охарактеризуйте особенности религиозного сознания россиян в начале XX в. Каким образом религиозные верования влияли на повседневную жизнь? 4. Сравните уровень грамотности населения в начале XX в. в России и западных странах. Как уровень грамотности населения отражался на экономическом развитии страны? на особенностях культуры и быта различных сословий? 5. Как вы думаете, почему частные инвестиции в российскую науку в начале XX в. предназначались в основном для осуществления научно-практических, а не научно-теоретических инициатив? 6. Какие достижения русской научной мысли начала XX в. вы можете перечислить? Назовите русских ученых начала XX в., ставших лауреатами Нобелевской премии. За какие достижения они были удостоены этой премии? Думаем, обсуждаем 1. Напишите учебно-исследовательскую работу на тему «Религиозное сознание и религиозная философия — диалектика сосуществования» (не более 15 страниц). 2. Оцените положительные и отрицательные стороны синодального управления церковью и упраздненной Петром I системы церковного управления. Дайте оценку. Представьте информацию в виде таблицы. 3. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих период начала XX в. Работаем с источниками, выполняем задания1. На основании статистических данных сделайте вывод о национально-конфессиональной структуре населения России и проблемах, стоящих перед властью с этой точки зрения. Предложите свой вариант решения проблем. Национальный состав населения (данные по словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
Состав населения по вероисповеданиям (данные за 1870 г.)
2. Используя статистические данные, ответьте на вопрос: чем вы можете объяснить динамику роста численности населения России в начале XX в.?
3. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т. д.) динамику развития социальной структуры российского общества в начале XX в. 4. Изучите рынок труда и занятости в России начала XX в. Составьте рейтинг престижных и самых востребованных профессий того времени. 5. Составьте проект или проведите исследование «Спортивная жизнь городов и других населенных пунктов в России начала XX в. Элитные виды спорта. Основные виды спорта. Сословное деление в спорте. Почему не развивался массовый спорт?». 6. Напишите по произведениям художественной литературы историческое сочинение на тему «Устройство быта и жизни различных слоев населения». 7. Составьте интегрированный проект на тему «Стиль одежды и мода (мужская и женская, детская) различных слоев общества». 8. Проведите исследование на тему «Популярные развлечения различных слоев общества (репертуар театров, кино, цирк)». <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|