Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

§ 5. Культура Серебряного века (окончание)

Рождение художественного авангарда

Социально-критическое направление в художественной культуре рубежа XIX—XX вв. ориентировалось на принципы критического реализма. Образы «другой», народной России запечатлели широко известные картины И.Е. Репина («Крестный ход в Курской губернии» и др.).

Общим для лучших произведений искусства, созданных в реалистическом ключе, стал интерес художников, писателей, композиторов к психологическим характеристикам своих героев. На Серебряный век пришлось творчество великого русского художника В.А. Серова. Созданная им галерея портретов современников — одно из самых значимых свидетельств о людях эпохи.

Тонкие психологические характеристики дает персонажам своих пьес А.П. Чехов. В центре внимания Чехова-драма- турга — мучительные духовные искания русской интеллигенции. В постановках чеховских пьес К.С. Станиславский опробовал в работе с актерами систему глубокого погружения в образ и переживания происходящего на сцене. Чтобы создать психологически достоверные портреты персонажей, он считал необходимым уделять большое внимание деталям и подтексту произведения, в которых читался внутренний мир автора (знаменитая ныне во всем мире система Станиславского).

А.П. Чехов (сидит в центре), К.С. Станиславский (сидит рядом с Чеховым) и артисты труппы Московского Художественного театра за чтением пьесы «Чайка». 1899 г.

Однако каноны классического наследия и реалистические методы осмысления действительности не удовлетворяли часть творческой молодежи. Она была убеждена, что для нового века господства техники необходимы и радикально иные формы творческого самовыражения. Тем более несозвучными современности они считали стремление к красоте и мучительные поиски идеала. Для них идеалом было само будущее, которое связывалось с техническим прогрессом, урбанизацией. Футуризм (от лат. futuro — будущее) как художественное течение, ориентированное на свободное творение новых форм, родился в европейском искусстве накануне Первой мировой войны. Приверженцы футуризма призывали разрушить привычные стереотипы, их кумирами были скорость, ритм. Их и надлежало облечь в соответствующие художественные формы.

Хотя сами футуристические объединения просуществовали в России сравнительно недолго (самая известная из них, «Гилея», окончательно распалась в 1915 г.), футуризм стал источником вдохновения для многих экспериментировавших с новыми формами художников и поэтов. Он стимулировал развитие нового художественного языка, определившего творческую манеру поэта, ставшего глашатаем новой эпохи, — В.В. Маяковского.

Футуристы повлияли на идейную и эстетическую программу молодых живописцев, работавших в манере кубизма — изображения внутреннего строения предмета с помощью выявления его геометрической структуры (Л.С. Попова, Н.А. Удальцова, А.В. Лентулов и др.).

Появление этих направлений ознаменовало радикальный разрыв с принципами реалистического искусства. Родившиеся в 1910-е гг. в России творческие объединения выдвигали радикальные эстетические программы пересмотра этих принципов. Сами названия организованных ими выставок («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень») свидетельствовали о стремлении к отказу от привычной эстетики классического искусства, основанной на изображении видимого. Главное направление эволюции — от предметного изображения с использованием приемов огрубления формы и броских цветовых сочетаний (И.И. Машков, П.П. Кончаловский) в сторону беспредметного искусства.

В ходе этих поисков на свет появилась абстрактная (беспредметная) живопись. Принципы беспредметной живописи воплотились в творчестве двух художников, чьи имена неразрывно связаны с историей мирового искусства XX в. и стали нарицательными в истории русского авангарда, — К.С. Малевича и В.В. Кандинского.

Василий Блаженный. Художник А.В. Лентулов. 1913 г.

Красная площадь.
Художник В.В. Кандинский. 1916 г.

Современники по-разному оценивали новейшие течения в художественной жизни. У большинства тех, кто не соприкасался напрямую с авангардным искусством, оно вызывало глубокое неприятие, вплоть до обвинений в скандальности. Ожесточенные столкновения происходили и в среде членов разных художественных группировок и сочувствующих им, поскольку позиции большинства художников отличались непримиримым максимализмом.

Художественный авангард претендовал на роль творца новой социальной истории, художники искали адекватные формы для выполнения этой задачи. Свое искусство они рассматривали как прообраз будущих форм жизнеустроения.

Подведем итоги

Таким образом, российская культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. Однако сложившийся со времен Петровских реформ социокультурный раскол общества не был преодолен. Нарастающие в России противоречия породили в обществе ощущение неотвратимости скорого взрыва, что во многом определило характер художественной культуры эпохи, получившей название Серебряного века.

Проверяем себя

1. Почему существование социокультурного разрыва между слоями населения России в начале XX в. превращалось в существенную проблему? Было ли возможно ликвидировать этот разрыв? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

2. В чем главное отличие культуры Серебряного века от культуры Золотого века? С чем связано это отличие?

3. Какие философские идеи разрабатывались русской интеллигенцией в начале XX в.? Почему именно они?

4. Какие идеи высказывались авторами сборника «Вехи»? С чем связано появление подобных идей? Почему эти идеи вызвали острую критику? Согласны ли вы с авторами сборника или с их оппонентами? Свою точку зрения аргументируйте.

5. Охарактеризуйте новые стили, появившиеся в конце XIX — начале XX в. в русской литературе. С чем связано появление в короткий срок такого большого количества разнообразных стилей?

6. С чем связано неприятие большинством современников новых художественных стилей в России в начале XX в.? Каково отношение к этим стилям сегодня?

Думаем, обсуждаем

1. Напишите реферат (используя не менее 3 источников) об одном из направлений авангардного искусства этого периода. Проиллюстрируйте реферат собственными рисунками.

2. Сделайте презентацию на тему «Наука и творчество Серебряного века» (не более 40 слайдов или тем).

3. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из видных русских философов начала XX в.» (не более 1500 слов).

4. Найдите примеры, иллюстрирующие запрещение или жесткую цензуру творческой деятельности в рассматриваемый период. Напишите статью (не более 500 слов).

5. Составьте аннотацию к книге автора, запрещенного в рассматриваемый период.

6. Оцените положительные и отрицательные стороны синодального управления церковью в начале XX в. (в отличие от упраздненного Петром I патриаршего управления). Представьте информацию в виде таблицы.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Составьте маршрут экскурсии, посвященной развитию науки или культуры начала XX в., по Политехническому музею, Третьяковской галерее и проведите экскурсию для одноклассников. (Альтернатива — виртуальная экскурсия.)

2. Составьте групповой проект-презентацию по теме «Российское общество и культура Серебряного века».

3. Как отразился на развитии культуры конца XIX — начала XX в. поиск общественностью путей развития России?

4. Принадлежность художников к одной эпохе порой определяют по календарному совпадению дат их жизни. Можно ли назвать современниками, к примеру, В.И. Сурикова и В.В. Кандинского, или Л.И. Толстого и А. Белого, или Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Стравинского?

5. Как вы объясните ощущение приближения кризиса, катастрофы в произведениях поэтов Серебряного века?

6. Согласны ли вы с точкой зрения, что Серебряный век при всех его достижениях и творческих исканиях способствовал деформированию и раскололу общественного сознания и формированию установок на разрушение традиционных социокультурных устоев государства в России?

7. Напишите историческое сочинение-размышление на тему «Социокультурный разрыв российского общества — историческая неизбежность или историческая случайность?».

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru