|
|
|
Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.
§ 5. Культура Серебряного века (продолжение)Символизм и проблемы синтеза искусствПредчувствия неотвратимости грядущих социальных потрясений нашли отражение в художественном творчестве. Оформление идейных и эстетических позиций символизма как литературного течения происходит в первой половине 1890-х гг. в поэзии и публицистике поэтов-символистов «старшего поколения» — В.Я. Брюсова, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуба, К.Д. Бальмонта. Мир, непознаваемый с помощью средств науки, невозможно было, по мнению символистов, отразить и в четких художественных образах. Реализму в художественном творчестве они противопоставили символ, который Сологуб назвал «окном в бесконечность». Многозначность символа давала возможность через игру со смыслами приблизиться к непознаваемому, облечь состояние души, настроения и мимолетные впечатления в форму слов, звуков, красок. «Молодое поколение» символистов, заявившее о себе на рубеже нового столетия, дало России А.А. Блока. Ранняя поэзия Блока проникнута поисками воплощения Мировой Души, Вечной Женственности, созвучными идеям В.С. Соловьева, через систему многозначных символов — красок, стихий, образов живой и неживой природы. Красота неотделима от образа Родины — центральной темы зрелого творчества поэта. Поэзия близкого друга А.А. Блока А. Белого облекала в словесные формы разрывы во внутреннем мире и сознании современного человека. Его роман «Петербург» стал первым в русской литературе произведением, написанным в стилистике «потока сознания». Поиски путей синтеза культур определили пути творчества Вяч. И. Иванова — поэта, эссеиста, известного теоретика символизма. События первой русской революции оказали решающее влияние на кризис символистских идей. Они усугубили пессимистическую тональность литературного творчества, декадентские (от фр. decadence — упадочный) умонастроения, разочарование в социальной деятельности. Эти тяжелые, гнетущие чувства отразила драматургия Л.Н. Андреева («Жизнь человека», 1906, «Царь Голод», 1908, «Анатэма», 1909) и драматическая трилогия А.А. Блока («Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка», 1906). Своего рода ответом символизму стал акмеизм — новое литературное течение в среде молодых петербургских поэтов, провозгласивших культ реального бытия, предметность тем и образов (Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г.В. Иванов). Прямые аналогии литературному творчеству символистов прослеживаются в «окутанной дымкой» живописи В.Э. Борисова-Мусатова и в произведениях группы художников созданного в 1907 г. выставочного объединения «Голубая роза», которые считали себя его последователями. Полотна П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина отличает элегический настрой, а круговерть жизни изображается «говорящими» символами (карусели, балагана, театральных подмостков). Художники отдавали предпочтение размытым, неярким оттенкам синего, голубого, лилового, розового, золотого цвета. Художники, группировавшиеся вокруг журнала «Мир искусства» (1898—1904) и совместно выступавшие на одноименных выставках, искали источники вдохновения в прошлом — в «галантном» XVIII веке, в придворной жизни французского двора эпохи «короля-солнца» Людовика XIV, в вихре петровского времени, в славянской мифологии и т. д. Их любимые темы — маскарад, «ненастоящая действительность», близкая по духу идеям символизма (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов), русская сказка (И.Я. Билибин), художественный метод — утонченная и немного ироничная стилизация. Любимой сферой деятельности мирискусников был театр, художники оформляли знаменитые постановки парижских «Русских сезонов» (1908—1914), которые организовал член объединения С.П. Дягилев.
Отголоски мистических настроений звучат в творчестве многих художников Серебряного века, но особенно ярко в творчестве М.А. Врубеля. Талант Врубеля, равно как и Блока, перерос границы одного идейного источника. Кроме станковой живописи и монументальных росписей, Врубель в поисках синтетических художественных приемов опробовал новые формы и технические приемы изготовления скульптуры, образцов мебели. Вдохновение художник черпал в мире природы и в мире эмоций, нередко захлестывавших его самого (известно, что он многократно переписывал, например, своего уже оконченного «Демона поверженного»). В трагических образах Врубеля мироощущение ранимой, глубоко эмоциональной натуры художника слилось с тревожным, прерывистым дыханием уходящего века. В ходе экспериментов по сочетанию звука и света (симфоническая поэма А.Н. Скрябина «Прометей», 1910) родились первые опыты в области светомузыки. Творчество Скрябина, Блока, Врубеля наиболее ярко воплотило мироощущение Серебряного века, стало символом искусства целой эпохи. В поисках «большого стиля»Стремление к гармонии и преобразованию мира на путях красоты в условиях, когда окружающая действительность настойчиво напоминала о дисгармонии, катастрофах и грядущих катаклизмах, отразил последний «большой стиль» в истории европейских пластических искусств, который в России получил название модерна.
Художники, работавшие в русле принципов модерна, стремились к осуществлению идеи синтеза искусств как формы преобразования той среды, в которой живет современный человек. Поэтому появились масштабные замыслы, объединявшие разные виды искусств — архитектуру и живопись, в том числе монументальную, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, плакат и книжную графику, обустройство интерьеров. Широко распространившийся в России модерн черпал свои идеи как из европейского опыта формообразования, так и (особенно на этапе становления стиля) из осовремененного прочтения традиций русского национального искусства. Наиболее законченное воплощение русский вариант нового стиля получил в архитектуре. Примером реализации этого подхода стал комплекс разных по эстетической значимости зданий и сооружений вокруг Красной площади в Москве (Исторический музей, архитектор В.О. Шервуд, инженер А.А. Семенов, Верхние Торговые ряды, архитектор А.Н. Померанцев, инженер В.Г. Шухов, Средние Торговые ряды, архитектор Р.И. Клейн, Московская городская дума, архитектор Д.Н. Чичагов). Новые художественные искания шли в направлении достижения соответствия внешней формы и внутреннего содержани я произведений искусства. В русле этих поисков развивается религиозная живопись М.В. Нестерова («Видение отроку Варфоломею», «На Руси» («Душа народа»). Духовная музыка С.В. Рахманинова («Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение») открывает новую страницу в современном осмыслении традиций духовной музыкальной культуры Руси. Наиболее полное отражение поиски нового стиля получили в национальном варианте архитектуры модерна. «Первой ласточкой» стала спроектированная В.М. Васнецовым и В.Д. Поленовым для имения Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного (1881—1892).
Лучшие образцы зданий в новом стиле появились в Москве (особняки С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской архитектора Ф.О. Шехтеля), доходные дома в Петербурге архитектора Ф.И. Лидваля. Внутреннее убранство этих и многих других сооружений нового стиля становится логическим продолжением внешних форм (достаточно вспомнить знаменитую лестницу в особняке Рябушинского). Влияние новых идей формообразования сказывается на многих лучших образцах монументальной скульптуры — памятнике Н.В. Гоголю работы Н.А. Андреева (1909) и горельефе фасада здания Московского Художественного театра «Пловец» («Волна») работы А.С. Голубкиной, композиции памяти матросов миноносца «Стерегущий» в Петербурге скульптора К.В. Изенберга, а также живописи — «Похищение Европы» и «Портрет Иды Рубинштейн» художника В.А. Серова. Война прервала поиски «большого стиля», и модерн быстро стал достоянием ушедшего Серебряного века.
<<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|