Главная >> История России 6 класс. Данилов

Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках

§ 26. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках,

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими во всех русских землях. Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров.

Благовещенский собор Московского Кремля. XVI век

В каких городах находились центры русской культуры до монгольского завоевания?

Создание единого государства вызвало новый культурный взлёт России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время всё больший интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

Просвещение. Начало книгопечатания

В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой изменения в технике письма. На смену «уставу», при котором буквы почти квадратной формы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, приходит «полуустав» — более беглое и свободное письмо.

Центрами книжности были монастыри, при которых находились книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие иногда сотни томов. Некоторые князья тоже имели свои книжные мастерские.

Обучение грамоте

Иван Фёдоров

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

Крупнейшим событием культуры середины XIV века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе (в казённой типографии) Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте. Иван Фёдоров был не только типографским мастером, но и литературным редактором. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вёл речь о значении просвещения.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому доступнее для людей.

Устное народное творчество

В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстаёт в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

Царь-пушка. Знаменитое творение русского мастера Андрея Чохова. Конец XVI века

В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкаие Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями.

В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку.

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru