Главная >> История России 6 класс. Данилов

Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках

§ 26. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках (окончание)

Литература XIV—XV веков

Центральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространённых жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии древнего города и трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти».

Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъёму в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под её воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

Одним из первых восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина». Он почитал своим долгом спеть «лучшую песню, чем раньше пелись» в честь главных её героев — Дмитрия Донского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Очень многие художественные приёмы, которыми пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания русской природы, как бы предчувствующей кровавую битву, повествует о душевных переживаниях своих героев. Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин — подчёркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил.

Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в «скудности ума в голове», в предательстве, в том, что «сатана ухищрение вложил в сердце его». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити».

Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, русский купец молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли...» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»

Библия в серебряном переплёте из Москвы. Конец XV века

В XV веке возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, преодолевшая местные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так называемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Эти летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводили идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с «Повести временных лет».

Развитие литературы XVI века

Литература XVI века всё больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти. В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских». В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Интерес к этой теме ещё более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семёнович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

Вопросы о характере царской власти и её взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и её неограниченный характер.

В XVI веке значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место в русской средневековой литературе занимал «Хронограф» — сборник интересных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший своё представление о ходе мировой истории. Большое внимание «Хронограф» уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. Он рассматривает русскую историю как часть всемирной истории.

В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI веке был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его священник Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.

Итог
Таким образом, создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлёту России. Появление книгопечатания имело огромное значение для просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Проверяем свои знания
1. Каковы особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках? 2. Как развивалось в этот период книжное дело? Каково значение начала книгопечатания? 3. Какие традиции устного народного творчества сохранились в XIV—XVI веках? Что появилось нового? 4. Какие жанры и идеи были характерны для литературы XIV—XV веков? 5. Какие изменения происходят в литературе XVI века?

Учимся быть историками
1. Составьте рассказ об Иване Фёдорове, используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 2. С помощью компьютера нарисуйте карту-схему маршрута «хождения за три моря» А. Никитина.

Документ

ИЗ ПОЭМЫ «ЗАДОНЩИНА»

Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Куликовом, пролиться крови на речке Непрядве.

Уже ведь заскрипели телеги меж Доном и Днепром, идут враги в Русскую землю. И прибежали серые волки от устья Дона и Днепра; став, воют на реке на Мече, хотят наступать на Русскую землю.

Тогда гуси загоготали на речке на Мече, лебеди крыльями заплескали. Это не гуси загоготали, не лебеди крыльями заплескали, но поганый Мамай на Русскую землю пришёл и воинов своих привёл...

А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы рвались с золотых колодок из каменного города Москвы; взлетели они под синие небеса, загремели золочёными колоколами на быстром Дону, хотят ударить на многие стада гусиные и лебединые, а богатыри русские, удальцы хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая. Тогда князь великий вступил в золотое стремя, взяв свой меч в правую руку свою. Солнце ему ясно на востоке сияет, путь ему показывает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродников...

Уже те соколы и кречеты, белозерские ястребы скоро на Дон перелетели и ударились о многие стада гусиные и лебединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татарскую, ударились копьями гибельными о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы вражеские на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, возмутили реки и озёра. Кликнуло диво в Русской земле, велит послушать разным землям. Понеслась слава к железным воротам, и к Орначу, и к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом, на реке Непрядве.

1. Что свидетельствует об обширных исторических познаниях автора «Задонщины»? 2. Какие образы использует автор для описания угрозы, нависшей над Русью?

Запомните новые слова

ПУБЛИЦИСТИКА — литературное творчество, посвящённое политическим вопросам.

РЕГАЛИИ — предметы, являющиеся символами монархической власти.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.

ЭПОС — фольклорное героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru