|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 26. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках (окончание)Литература XIV—XV вековЦентральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространённых жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии древнего города и трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти». Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъёму в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под её воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях. Одним из первых восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина». Он почитал своим долгом спеть «лучшую песню, чем раньше пелись» в честь главных её героев — Дмитрия Донского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Очень многие художественные приёмы, которыми пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания русской природы, как бы предчувствующей кровавую битву, повествует о душевных переживаниях своих героев. Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин — подчёркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил. Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в «скудности ума в голове», в предательстве, в том, что «сатана ухищрение вложил в сердце его». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити». Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, русский купец молит Бога о её спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани её! В сём мире нет подобной земли...» Он тревожится за её судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»
В XV веке возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, преодолевшая местные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так называемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Эти летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года. Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводили идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с «Повести временных лет». Развитие литературы XVI векаЛитература XVI века всё больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти. В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских». В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. Интерес к этой теме ещё более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семёнович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и её взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и её неограниченный характер. В XVI веке значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место в русской средневековой литературе занимал «Хронограф» — сборник интересных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший своё представление о ходе мировой истории. Большое внимание «Хронограф» уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. Он рассматривает русскую историю как часть всемирной истории. В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества. В XVI веке был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его священник Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавёлся собственной семьёй и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей Домостроя была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе.
Запомните новые словаПУБЛИЦИСТИКА — литературное творчество, посвящённое политическим вопросам. РЕГАЛИИ — предметы, являющиеся символами монархической власти. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний. ЭПОС — фольклорное героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|