|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 28. Быт XV—XVI вековГородаПо мере расширения Русского государства возводились новые города. Они служили прежде всего опорными военными пунктами. И в них селились сначала казаки и стрельцы, а уж затем пришедшее за ними земледельческое население основывало свои поселения. Города располагались в тех местностях, где была естественная водная защита. Каменные или кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью. Города возводились с деревянными либо земляными укреплениями. Городские стены или валы окаймлялись рвами разной глубины и ширины, в которые проводили воду либо забивали сваи, утыканные железными спицами. За внутренними стенами города располагались административные здания. Прежде всего ставилась приказная изба, где сосредоточивалось управление городом. Обязательно воздвигалась церковь. Вблизи приказной избы находился двор воеводы. Сооружался погреб для хранения пороха, за ним — пушечный амбар с пулями, ядрами и оружием. Здесь же хранился свинец для их изготовления. В городе находилась государева житница, откуда служилым людям раздавалось хлебное государево жалованье.
За городскими стенами в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном (оградой), располагалась тюрьма. Недалеко от городских укреплений находились жилища стрельцов. Наконец, в городе были дворы землевладельцев, имевших поместья в городских окрестностях. Они строились на случай нередких тогда военных действий. В мирное время помещики в городе не жили, оставляя дома на попечение особых людей — дворников. Были ещё казённые (т. е. принадлежавшие государству) осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени. В больших городах размещались торговые дворы. В таком случае город становился не только административным, но и торговым центром. Торгово-ремесленное население проживало в посаде. Улицы посада носили названия по именам церквей, построенных на них (Дмитровская, Воскресенская, Успенская), или же по занятиям проживающих людей (Калачная, Ямская). Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни. Здесь располагалась земская изба — место выборного управления. Стояли торговые ряды и лавки, мастерские ремесленников. Никогда не пустовали харчевни, предлагавшие дешёвую еду. В предместьях посадов, а также в слободах жили служилые люди — стрельцы, пушкари, пищальники. Русская избаЗемледельческое население проживало в сёлах и деревнях. Деревнями называли поселения без церквей. Сёла и деревни состояли из одной улицы, по обе стороны которой стояли крестьянские дома. Самым распространённым видом жилища на северо-востоке Руси были избы — бревенчатые рубленые жилые дома. Их возводили как крестьяне, так и горожане. Изба строилась из крупных круглых брёвен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырёхугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На брёвна накладывали широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от тёплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой.
Много места в жилом помещении занимала печь. Обычно она ставилась в правом от входа углу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка — спальное место для детей и стариков. Печь топилась по-чёрному. Окна в избе представляли собой вырубленные в стене продолговатые отверстия, высота которых достигала толщины бревна. Вместо стёкол по-прежнему использовались бычьи пузыри. Но в домах горожан появились слюдяные окна. И только богатые люди вставляли в окна стекло. Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. К стенам крепились широкие доски — лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался длинный стол. В углу на стене помещались иконы с изображениями Христа, Богоматери и православных святых. Перед иконами зажигали лампаду — небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом. На полках стояли деревянные блюда, чашки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды и другая посуда. В избе в страшной тесноте жили, как правило, 8—10 человек. На ночь укладывались либо на лавках, либо на специальных деревянных настилах — полатях, которые сооружались под потолком возле печи. Вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой — грубой тканью из толстой льняной пряжи. Из дерюги делалось одеяло, но чаще укрывались верхней одеждой. У зажиточных людей были кровати с занавесками, пуховые перины и одеяла. Стеснённые условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать болезней. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. А чтобы устранить неприятные запахи, зажигала в избе веточку можжевельника. Летом пол усыпали соломой либо берёзовыми листьями, свежей травой, полевыми цветами, а зимой — сухим песком и ельником. Для всей семьи обязательной была еженедельная баня. В некоторых краях в бане натирались редькой или диким перцем, излечиваясь от простуды. Повсеместно на Руси существовал обычай: распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.
|
|
|