|
|
|
Глава III. Московская Русь в XIV—XVI веках
§ 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках (окончание)Русская живопись XIV века. Феофан ГрекС XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал всё своё мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определённой позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов. Никогда ещё Святая Дева не получалась такой одухотворённой и земной. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов). Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по обеим сторонам в молитвенных позах — Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана. Русская живопись XV—XVI веков. Андрей РублёвВ конце XIV — начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким её представителем был гениальный русский художник Андрей Рублёв. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублёва — икона «Троица» — написана для иконостаса Троицкого собора. Он изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей — ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.
В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приёмы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути. В период правления Ивана IV всё чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения — истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».
Запомните новые словаШАТРОВЫЙ СТИЛЬ — вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой. ЮРОДИВЫЙ — странник, аскет, обладающий даром предвидения. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|