|
|
|
Глава III. Россия при Петре I
§ 17. Народные движения первой четверти XVIII века в России (окончание)Религиозные выступленияНесмотря на более терпимое, чем раньше, отношение государства к старообрядцам, преследования их при Петре I продолжались. Проводившиеся в стране реформы предполагали еще больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны. Старообрядческие общины по своему составу в основном были крестьянскими. Проповеди старообрядцев, дававших свою оценку преобразованиям царя-реформатора, зачастую являлись причиной новых крестьянских выступлений. Поэтому антифеодальная борьба крестьян порой проявлялась в виде церковного непослушания, проповеди иных религиозных норм. На сторону старообрядцев иногда переходили и те священники, которые не нашли своего места в связи с церковной реформой Петра. При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения. Выступления работных людейПо мере роста мануфактурной промышленности при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы — работных людей. Они протестовали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей. Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой — там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир. Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях — на Хамовном и Суконном дворах (1720), когда рабочие написали коллективную челобитную на директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещения им этих мануфактур (1722). Значение народных выступленийНесмотря на жестокое подавление народных выступлений, их значение было весьма серьезным. В условиях, когда в России не существовало иных форм заявить о своем неудовольствии, народные выступления были единственным средством, заставлявшим власть изменять свою политику в отношении различных слоев населения. Так, казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии. Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах розыска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин и отработок. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России. Первые выступления работного люда заставили царя в 1723 году издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал новые, более справедливые нормы оплаты труда.
Запомните новые словаРАБОТНЫЕ ЛЮДИ — общее название рабочих на промыслах и в промышленности (крепостные крестьяне-отходники, посессионные и вольные наемные работники); ОТХОДНИКИ — крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы; ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ — государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|