|
|
|
Глава III. Россия при Петре I
§ 18—19. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века в РоссииОбразованиеИнтерес к знаниям сохранялся у Петра на протяжении всей жизни. Именно при нем начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования. Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли. Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника. Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека. Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя). НаукаПри Петре I впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Она была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. А в 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты. В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 году «молотовый мастер» Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х годов «рудознатец» Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье. В 1720 году была издана карта Каспийского моря. Сподвижник Петра Яков Вилимович Брюс организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 году по его указанию была создана первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 году Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 года в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения. Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 году «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».
Андрей Константинович Нартов в 1712—1725 годах первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков. В 1724 году по проекту другого гениального русского механика — Никонова — была создана и испытана первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам. Художественная культураПри Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи. Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из- за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером- гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.
|
|
|