Главная >> История России 7 класс. Данилов

Глава V. Россия в 1762—1801 годах

§ 30. Наука и образование в России (окончание)

Выдающиеся техники и изобретатели

XVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России.

Царь-колокол. Мастера Моторины

Андрей Константинович Мартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол — самый большой в мире. Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году первую в мире действующую модель вертолета. Родион Глинков построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек.

Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728 — 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для заводских нужд первую паровую машину.

Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800), создавший в 70-х годах на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники.

Макет паровой машины И. Ползунова

Одним из крупнейших изобретателей и механиков XVIII века был Иван Петрович Кулибин (1735—1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773— 1775 годах уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» — прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и «самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникадьные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней».

Система образования

Основной формой обучения низших слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники.

Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев.

И. П. Кулибин

Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства.

Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 году Академия художеств.

Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 году Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном — русском — языке. Студенты учились вначале на трех факультетах — юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».

Итог
Таким образом, XVIII век стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования.

Вопросы и задания
1. Почему Академия наук считалась не только центром науки, но и образования?

2. Почему М. В. Ломоносова называют ученым-энциклопедистом? Какие его открытия вы считаете главными?

3. Назовите крупнейшие достижения русских ученых в области естественных наук.

4. Дайте определение роли академических экспедиций в развитии отечественной науки.

5. Назовите основные типы образовательных учреждений России в XVIII веке.

Документ

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ПОВОДУ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

30 сентября 1783 года

Княгиня Катерина Романовна! Прочитав доклад Ваш о заведении Российской Академии, Мы о особливым удовольствием приемлем в нем Вами представляемое, повелевая первое: председательство в ней препоручаем Вам на основании, в докладе Вашем изображенном. Второе: составить сию Академию из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оную таковыми же желающими, кои нужныя знания и способности иметь будут. Третье: о потребных суммах указ Наш дан будет, обращая в число их деньги, положенные на Комиссию для переводов, которая ныне не нужна будет. Четвертое: приемля сию Академию под покровительство Наше, Мы позволяем сделать для нее подробныя раз- поряжения и наставления, заимствуя оныя из плана, Вами поданного. Впрочем желая Вам в предлежащем полезном обществу деле добрых успехов, пребываем Вам благосклонны.

Вопросы к документу

1. Какие условия открытия Российской академии указывались в резолюции императрицы?

2. Кому была адресована эта резолюция?

Запомните новые слова

МОРТИРА — артиллерийское орудие с коротким стволом.

ОБСЕРВАТОРИЯ — научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических исследований.

РЕГИОН — район, территория.

РИТОР — оратор, специалист в области художественной прозы.

СУППОРТ — устройство для закрепления и перемещения режущих инструментов.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru