|
|
|
Глава V. Россия в 1762—1801 годах
§ 30. Наука и образование в России (окончание)Выдающиеся техники и изобретателиXVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России.
Андрей Константинович Мартов построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол — самый большой в мире. Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году первую в мире действующую модель вертолета. Родион Глинков построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек. Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728 — 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для заводских нужд первую паровую машину. Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800), создавший в 70-х годах на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники.
Одним из крупнейших изобретателей и механиков XVIII века был Иван Петрович Кулибин (1735—1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773— 1775 годах уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» — прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и «самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникадьные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней». Система образованияОсновной формой обучения низших слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев.
Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт. Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 году Академия художеств. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 году Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном — русском — языке. Студенты учились вначале на трех факультетах — юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».
Запомните новые словаМОРТИРА — артиллерийское орудие с коротким стволом. ОБСЕРВАТОРИЯ — научное учреждение, оборудованное для проведения астрономических исследований. РЕГИОН — район, территория. РИТОР — оратор, специалист в области художественной прозы. СУППОРТ — устройство для закрепления и перемещения режущих инструментов. <<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|