|
|
|
Глава V. Россия в 1762—1801 годах
§ 31—32. Художественная культура в РоссииОсобенности развития художественной культурыГлавной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия. Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т. п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора. В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко (40—50-е годы) и эпоху классицизма (вторая половина века). ЛитератураРубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения. Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768). У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге Александр Петрович Сумароков (1717—1777). Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом жанре. Большой популярностью у современников пользовались его басни (притчи), написанные живым, близким к разговорному языком. Часто они образно критиковали пороки крепостнической системы, противником который был Сумароков. Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин (1744—1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743—1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Державина, который едко высмеивал знатных бездарей и бездельников, Пушкин назвал «бичом вельмож». В своих патриотических одах Гаврила Романович прославлял победы русской армии. Суворова он называл «вождем бурь полночного народа».
Начало сентиментализма в русской литературе связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766—1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину — что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.
Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать Радищева в Сибирь. Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым (1744—1818), «Трутень» и «Живописец», в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества. Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все — от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым. ТеатрДо середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете). Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729— 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года —директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис П. И. Ковалеву- Жемчугову, Т. В. Шлыкову-Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга. МузыкаУже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и столовых гуслях. При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера. В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах. При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 —1825) «Празднество сеньора», Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797) «Скупой», Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 —1800) «Ямщики на подставе» и др. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта. Живопись и скульптураXVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни. Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович Угрюмов («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»).
В развитии портретной живописи проявились две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми. Одним из известных мастеров был Алексей Петрович Антропов (1716—1795). Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископа Кулябки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного (небольшого) портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой). Мастером портретного жанра был также Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802), создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николай Иванович Аргунов (1771 — 1829) прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой). Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735—1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской). Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) был учеником А. П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, которых он изобразил танцующими, поющими, музицирующими. Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825). Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон. В самом конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, работы М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740—1805). Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла Петровича, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др. Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа. Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны.
|
|
|