|
|
|
Глава V. Россия в 1762—1801 годах
§ 33. Быт и обычаи в России (окончание)ПитаниеПитание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Лишь во время эпидемии и голода в Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с неизвестным до тех пор картофелем. Однако, несмотря на голод, внедрять его в рацион крестьян пришлось едва ли не силой, из-за чего случались и «картофельные» бунты. Для богатого и «среднего» городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен и главный принцип допетровской системы питания — «раздельное» питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше не только тушки птиц, но и животных зажаривались целиком на вертеле, на открытом огне, то теперь мясо жарили кусочками. Для этого впервые стали использовать плиты и сковороды. Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Не было сколько-нибудь популярного в европейских странах рецепта, который не попробовали бы русские вельможи. А некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых, теперь традиционных блюд русской кухни. Так, повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого на Западе его именем или просто «русским». Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок, приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на французский манер — из слоеного.
Широкое распространение в XVIII веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4 — 5 часов. Еще до начала обеда (пока собирались гости) пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале—до десяти различных супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда — ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски — копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты. ДосугКрестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года). Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор, в Рождество колядовали. Горожане (особенно в столицах) могли «принимать участие» в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями. Досуг высшей знати, богатых промышленников и купцов был, конечно, иным.
Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них «до невозможности». При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные. Новым видом досуга стало посещение театральных представлений как в государственных, так и в крепостных театрах. В некоторых случаях в представлениях участвовали сами хозяева и их гости. Часто устраивались танцы (они были, правда, обязательным атрибутом любого собрания). Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт. Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.
Запомните новые словаКОЛЯДКИ — обрядовые песни, с которыми люди, одетые в особые одежды (ряженые), ходили по домам и желали хозяевам счастья и благополучия в грядущем году. <<< К началу параграфа Заключение и Даты >>>
|
|
|