Главная >> История России 7 класс. Данилов

Глава V. Россия в 1762—1801 годах

§ 33. Быт и обычаи в России (окончание)

Питание

Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Лишь во время эпидемии и голода в Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с неизвестным до тех пор картофелем. Однако, несмотря на голод, внедрять его в рацион крестьян пришлось едва ли не силой, из-за чего случались и «картофельные» бунты.

Для богатого и «среднего» городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен и главный принцип допетровской системы питания — «раздельное» питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше не только тушки птиц, но и животных зажаривались целиком на вертеле, на открытом огне, то теперь мясо жарили кусочками. Для этого впервые стали использовать плиты и сковороды.

Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Не было сколько-нибудь популярного в европейских странах рецепта, который не попробовали бы русские вельможи. А некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых, теперь традиционных блюд русской кухни. Так, повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого на Западе его именем или просто «русским».

Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок, приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на французский манер — из слоеного.

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Широкое распространение в XVIII веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4 — 5 часов. Еще до начала обеда (пока собирались гости) пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале—до десяти различных супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда — ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски — копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

Досуг

Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни (вплоть до указа Павла I 1797 года). Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор, в Рождество колядовали.

Горожане (особенно в столицах) могли «принимать участие» в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

Досуг высшей знати, богатых промышленников и купцов был, конечно, иным.

Сундук

Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них «до невозможности». При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные.

Новым видом досуга стало посещение театральных представлений как в государственных, так и в крепостных театрах. В некоторых случаях в представлениях участвовали сами хозяева и их гости.

Часто устраивались танцы (они были, правда, обязательным атрибутом любого собрания). Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.

Одним из самых популярных занятий знати стало коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей, портсигаров и т. п.

Дворец в усадьбе Кусково

Итог
Таким образом, перемены в быте и обычаях в XVIII веке были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном лишь верхов российского общества. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

Вопросы и задания
1. Почему основные перемены в быте затронули лишь высшие слои общества?

2. Как изменилось дворянское жилище на протяжении века?

3. Что нового появилось в одежде и обуви?

4. Как изменилось питание?

5. Почему не менялся досуг крестьян?

Документ

«ЗЕРЦАЛО УПРАВЫ БЛАГОЧИНИЯ»

I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь. II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, ко-лико можешь. III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит его по возможности. IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего. V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему. VI. Блажен, кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется, подыми ее. VII. С пути сошедшему указывай путь.

Вопрос к документу

С каким известным вам религиозным источником перекликаются приведенные в документе наставления?

Запомните новые слова

КОЛЯДКИ — обрядовые песни, с которыми люди, одетые в особые одежды (ряженые), ходили по домам и желали хозяевам счастья и благополучия в грядущем году.

<<< К началу параграфа                               Заключение и Даты >>>

 

 

???????@Mail.ru