|
|
|
Глава V. Россия в 1762—1801 годах
§ 33. Быт и обычаи. Россия в 1762—1801 годахЖилищеСословные различия в жилищном строительстве в XVIII веке стали наиболее наглядными. Парадные дворцы российских императоров в конце XVIII века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII века, но и со скромными жилищами Петровской эпохи. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам В. В. Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.
Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Г. Орлова, Таврический — для Г. А. Потемкина (причем у него он был выкуплен за 600 тысяч рублей и сразу вновь ему подарен). Анна Иоанновна ради шутки приказала построить ледяной дворец для своего шута. Изо льда было сделано все: ворота и скульптуры, решетки ограды и баня (которую топили ледяными дровами, обмазанными нефтью), мебель и зеркала. Забава, обошедшаяся в десятки тысяч рублей, вскоре, по наступлению весны, растаяла. Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Причем старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. Даже заводчик Прокофий Демидов построил себе дворец в Москве, богато украшенный фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами. В мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках пели привезенные за тысячи километров канарейки и говорили по- французски попугаи.
Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в XVIII веке появилась нумерация домов по улицам (раньше она была порядковой и рядом с номером 24 мог быть дом номер 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде. Крестьянские же избы и строились, и содержались по-старому. XVIII век не принес практически никаких перемен. ОдеждаВ одежде высших слоев российского общества в течение XVIII века произошли огромные изменения. Введенные Петром I западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды теперь уже никто не внедрял насильно. Русское дворянство вначале выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Г. А. Потемкина составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно равно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами. Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости. Все это также было богато украшено золотом и самоцветами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны были носить напудренные парики («львиные гривы» или «крысиные хвосты»). Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье (ее талия казалась теперь очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, например, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после нее осталось еще 15 тысяч платьев.
Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Лишь знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тысяч рублей (стоимость Таврического дворца). Для мелкопоместных дворян и бедных чиновников такая роскошь была невозможной. Однако и они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьянство же оставалось и одетым, и обутым так же, как и за сто лет до этого.
|
|
|