Главная >> История России 7 класс. Данилов

Глава II. Россия в XVII веке

§ 7. Власть и церковь. Церковный раскол в России (окончание)

Церковный Собор 1666—1667 годов

Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Собор 1666—1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Протопоп Аввакум

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 — 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Церковь Св. Георгия в Еднове. Москва. XVII в.

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

Итог
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Вопросы и задания
1. Какую роль сыграла Русская православная церковь в преодолении последствий Смуты?

2. В чем вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

3. Чем была вызвана необходимость церковной реформы?

4. В чем вы видите причины разногласий между церковной и светской властью?

Документ

ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ

Патриарх, после великого князя, имеет наибольшую честь и власть в стране. Он судья над духовными в делах, которые не подлежат одному лишь светскому праву, ему принадлежит надзор над религиозными делами, добрыми нравами и христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему. Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Что же касается римско-католиков, или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религиею были как бы мерзостью в их глазах. Эта древняя и как бы прирожденная ненависть и недружелюбие русских к папистам, или латинской церкви, впитана их предками от греков и их религии. Так как греки видели примеры соблазна и тирании в поведении представителей латинской церкви, то они восчувствовали к ним омерзение и гнев, передавшиеся и их потомству.

Вопросы к документу

1. В чем конкретно выражалась власть патриарха в России XVII века?

2. Как относились русские к представителям других религий?

Запомните новые слова

ПРОТОПОП — обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Ðåéòèíã@Mail.ru