Главная >> История России 7 класс. Данилов

Глава II. Россия в XVII веке

§ 7. Власть и церковь. Церковный раскол в России

Церковь после Смуты

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (а сам патриарх короновал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Как писал поляк-современник, «церквей везде было множество, и каменных и деревянных. И все это мы в три дня обратили в пепел». Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе плененных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.

Патриарх Филарет

После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Главное, чего удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иосифе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Реформа патриарха Никона

В середине XVII века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие одновременно молились, используя порой разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Патриарх Филарет

Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

После смерти патриарха Иосифа новым главой Русской православной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

    Патриарх Никон (Никита Минов) (1605—1681) родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетием возрасте — монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними. Став в 1651 году патриархом, Никон старался подражать своему предшественнику — Филарету, активно вмешивавшемуся в светские дела. Но именно это привело к разрыву между патриархом и царем Алексеем в 1658 году. Лишенный в 1666 году сана патриарха, Никон остаток жизни провел в ссылке в Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новый Иерусалим, до которого ему не суждено было доехать — он умер в Ярославле по дороге из ссылки.

Патриарх Никон

В 1653—1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.

Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога.

Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru