Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 1. Тайны исторической науки

§ 1. Цели и средства исторической науки: базовый уровень (окончание)

«Кухня» исторической науки

Какие сложности приходится преодолевать учёному-историку, чтобы реконструировать и понять прошлое? Сделайте вывод: наши знания о прошлом - это миф или реальность?

В начале исследования любой учёный-историк сначала определяет, какой фрагмент прошлого он будет изучать. Потом ставит цель - на какой проблемный вопрос он будет искать ответ, читает работы своих предшественников-учёных, касавшихся той же темы. После этого обращается к историческим источникам, ведь именно они отражают реальные факты прошлого, позволяющие его реконструировать. Существует много разных классификаций источников. Предложим одну из возможных.

Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).

Прежде всего необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.

Методы критического анализа источников выявляют совокупность фактов, которые признаются достоверными. Особенно это важно при анализе письменных источников.

Методы оценки фактов, определения закономерностей и объяснения исторических процессов позволяют дать толкование совокупности фактов, построить историческую реконструкцию.

Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.

Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.

Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.

Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

Главная задача исторической науки - попытаться воссоздать и понять реальный ход событий. Однако реконструкции поддаётся только часть п рошлого - та, что отражена в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru