|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 1. Тайны исторической науки
§ 1. Цели и средства исторической науки: базовый уровень (продолжение)Также не всё просто с функциями исторической науки, её современным предназначением, с тем, зачем мы изучаем прошлое. Первый и самый простой ответ — чтобы сохранить память человечества — познавательная функция. Это предполагает, что науке надо реконструировать прошлое: узнать, как жили наши предки, и понять, почему их жизнь менялась именно в том направлении, которое привело к настоящему состоянию общества. Таким образом, историк должен ответить на вопросы: «Что было?» и «Почему было именно так?», а также «Что это значит для нас — современных людей, как к этому относиться?» О воспитательной функции писал ещё «отец истории» Геродот: чтобы «великие и дивные дела, эллинами и варварами совершённые, не остались бесславными». Однако как раз отношение к тому, что было в прошлом, у людей бывает самым неожиданным. Помимо «славных дел», прошлое содержит и то, чего мы — потомки — по разным причинам стыдимся, боимся, что презираем, ненавидим и т.д. В результате так сложилось, что ещё одной функцией если не самой науки, то многих людей, занимающихся историей, стало «создание эффективных механизмов подмены прошлого, его забывания с теми или иными целями». Например, чтобы защитить человечество (или его часть) от социальных страхов, комплекса неполноценности; или чтобы сформировать удобное (по мнению правящей элиты), но не соответствующее действительности представление народа о его прошлом. Как показывает практика, «подменять прошлое», заменяя его мифами, удаётся более успешно, чем воссоздавать то, что было на самом деле. Тем не менее ещё одна очевидная функция исторической науки - мировоззренческо-прогностическая. Её цель - помочь людям (всем и каждому) ориентироваться в мире. Ведь как отдельному человеку, так и целой стране невозможно строить планы на будущее, если нет чёткого понимания исторических причинно-следственных связей, то есть осознания того, почему сложилось «такое настоящее», где его причины в прошлом и какое будущее могут породить планируемые нами поступки. Все эти задачи (функции) исторической науки решаются через разные формы исторического знания. Главная из них - научная реконструкция прошлого, выраженная в трудах учёных (книгах, статьях, материалах конференций и т.д.). Здесь представлены как эмпирическое знание (отдельные собранные факты), так и теоретическое (понятия, гипотезы, закономерности, теории), объясняющее ход истории. Однако подобная реконструкция не является точным воспроизведением происходивших событий, а строится на сохранившихся исторических источниках — остатках прошлого (записи, предметы, здания, сказания и т.д.), которые несут в себе информацию о реальных прошедших явлениях общественной жизни и деятельности человека. При этом источников может сохраниться мало, они могут быть противоречивы, пристрастны, непонятны. В результате даже на одной и той же источниковедческой базе у разных учёных могут получаться совершенно непохожие реконструкции. И здесь некоторые учёные не могут противостоять соблазну дополнить отсутствующие факты своими размышлениями о том, что «хочется видеть в прошлом», выдавая их за абсолютную истину. Лишь спустя время последующие исследования, открытия новых источников показывают ошибочность, мифологичность подобных рассуждений. Другой формой изложения исторического знания являются учебные и научно-популярные произведения (учебники, образовательные программы, документальные фильмы и т.д.). Они основываются на научной реконструкции, однако ограниченный объём, необходимость увлекательного изложения, упрощения порождают опасность неточного, схематичного отражения реального прошлого. Отдельной проблемой здесь является фальсификация - преднамеренное искажение известных автору фактов, например, по заказу государственной власти. Обычно это делается для обоснования каких-то идей, оправдания действий правителей, для формирования особого взгляда на прошлое, «доказывающего» правомерность настоящего. Так история становится «оружием» в идеологической борьбе. Ещё одним способом представления исторических знаний являются художественные произведения (исторические романы, художественные фильмы, компьютерные игры и т.п.). Наиболее удачные из них сохраняют научно-исторический контекст, добавляя в него художественный вымысел («Война и мир» Л.Н. Толстого, телесериал про разведчика Штирлица-Исаева и т.д.). Но встречаются и произведения, сохраняющие лишь внешнюю форму исторической реальности, наполненную совершенно фантастическими деталями, сюжетами и псевдофактами. Наконец, современное информационное пространство наполнено и псевдонаучными историческими произведениями. Их авторы в наукообразную форму (сложное название, ссылки на некоторые источники) вкладывают своё желание «переписать историю» так, как им хочется, подать себя обществу как «глашатаев новой истины». При этом полностью отвергаются накопленные в исторической науке факты, закрываются глаза на имеющиеся источники, а в результате создаются фальшивки, выдаваемые за новый взгляд на историческую реальность.
|
|
|