|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 1. Тайны исторической науки
Цели и средства исторической науки: углублённый уровень (продолжение)Анализ письменного исторического источника
Алгоритм анализа письменного источника составлен авторами учебника с использованием учебного пособия для студентов: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: РГГУ, 2000. 1. Определение цели чтения источника — зачем мы к нему обращаемся, что хотим узнать? 2. Внешняя характеристика источника: — В каких условиях был создан (эпоха, состояние общества). — Что могло повлиять на достоверность сведений (например, это показания на следствии; мемуары, написанные ради оправдания своих поступков, и т.д.). — С какой целью создавался (например, предназначался для частных лиц или публичного чтения). — Кто автор источника, что известно о его целях, интересах. — Когда был создан источник, насколько точна его датировка. — Это первоисточник или его адаптированная версия? (Например: сама рукопись, или её фотокопия, или буквальное воспроизведение рукописи в печатном издании, или отображение рукописи с адаптацией текста: перевод с древнего языка, с заменой устаревших слов, введением знаков препинания и т.п.). — Как источник попал в руки историков? 3. Интерпретация источника — установление смысла, который вкладывал в произведение автор, т.е. взгляд на произведение глазами человека прошлого; его замысел. 4. Анализ источника глазами современного человека: — Первичный: какие процессы и факты отражаются; степень объективности автора. — Глубокий: вычленение из источника тех единиц информации, которые отвечают на интересующие нас вопросы (см. пункт 1 — цель исследования); комментарии достоверности и объективности. 5. Вывод по интересующей нас проблеме: синтез, обобщение полученной информации — формулирование вывода по цели исследования. Разные классификации методов исторической науки
1- я классификация методовпо материалам сайта Библиотека Гумер - гуманитарные науки (www.gumer.info) Специально-исторические методы: Хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности. Синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе. Диахронный — предполагает выделение в историческом процессе периодов, этапов по различным основаниям. Статистический метод — анализ количественного подсчёта и систематизации фактов, представленных в исторических источниках по некой проблеме. 2- я классификация методовпо материалам статьи современного историка М.В. Зеленова «Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников» (www. opentextnn.ru/history/?id-1943) Специально-исторические методы Условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы — членение текста на составные элементы, применяется для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов. Методы текстологии — логический анализ текста, позволяющий интерпретировать различные «тёмные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов даёт возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события. Историко-политический анализ — сопоставление сведений различных источников, воссоздание обстоятельств политической борьбы, породивших документы, конкретизация состава участников, принявших тот или иной акт.
|
|
|