Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 1. Тайны исторической науки

Цели и средства исторической науки: углублённый уровень (окончание)

    Общеисторические методы:

Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историкогенетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии, и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

Проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как его логической основы) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

Историко-типологический метод упорядочивает предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

Метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. В каждом случае могут выдвигаться различные критерии периодизации.

Структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Правила оформления научного исторического исследования (от доклада на уроке до научной монографии)

Оцените, насколько, на ваш взгляд, данные правила способствуют отражению в научных работах познанной части объективного, истинного хода истории. Своё мнение аргументируйте.

    1. Вводная часть исследования:

— описание темы, объекта исследования (то, на что направлено внимание исследователя, - эпоха, событие, процесс, страна, личность и т.п.) и предмета исследования (отдельной стороны объекта, которую собирается изучать исследователь);

— историографическое обоснование исследования (кто из историков уже изучал эту тему, какие проблемы решены, а какие остаются);

— постановка цели (проблемы) исследования и задач, которые надо для этого решить (примечание: цель должна быть научная — познание нового, а не общественно-политическая, например, обоснование какой-то общественной идеи, в противном случае это будет публицистический, а не научный труд);

— представление исторических источников, с помощью которых можно решить поставленные задачи;

— описание инструментария, методов, процедур поиска решения проблемы, задач, открытия нового знания.

    2. Основная часть исследования:

— описание нового знания, полученного в ходе исследования: систематизация фактов, выявленные закономерности, обобщения в виде выводов, понятий и т.п. (примечание: факты должны быть проверены на достоверность, чтобы избежать обвинений в фальсификации — преднамеренном искажении фактов для обоснования своей научной или же общественно-политической позиции);

— структурирование полученного знания в соответствии с решёнными задачами и проблемами на разделы, главы, параграфы и т.п.;

— точные ссылки на источники, откуда взяты факты и цитаты (для книг: автор, название, дата и место выхода, номер страницы; для материалов, взятых из архивов: название архива, название фонда, номер дела, номер листа).

    3. Заключение:

— общие выводы по решённым проблемам и задачам;

— алфавитный список использованных источников и научноисторических исследований (книг, статей).

    Осуществляем проекты-исследования

Список литературы

для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Современная критика исторической науки»

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пос. / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. — М. : РГГУ, 2000.

Румянцева М.Ф. Теория истории : учеб. пос. — М., 2002.

Филюшкин А.И. Лекция 1. Историческая наука в XX в.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru