|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
Разделение христианской Европы: базовый уровень (продолжение)Две империиКратко, тезисами впишите в таблицу (см. с. 134) информацию, представленную в тексте. Сформулируйте ответ по проблеме: православные и католики - единая цивилизация или разные? Около 800 г. от Рождества Христова христианский мир фактически состоял из двух империй - Карла Великого на Западе (дополненной христианскими королевствами Британских островов) и Византии на Востоке (дополненной христианскими княжествами Кавказа). Византия с римских времён сохранила большие торговоремесленные города и крупные поместья знати. Значительную часть её населения составляли свободные крестьяне-общинники, платившие регулярные налоги и поставлявшие воинов в армию. Деревни, поместья и города управлялись императорскими чиновниками, оплачиваемыми из его богатой казны. Империя же Карла Великого складывалась из обособленных феодальных сеньорий, каждая из которых представляла собой несколько деревень с возвышающейся над ними башней феодального замка (чаще деревянного, иногда - каменного). Хозяином сеньории и господином её крестьян были либо граф или герцог - наместники Карла Великого, либо их вассалы - бароны, либо епископы и монастыри, бравшие на себя заботы не только о духовном, но и светском управлении. Власть каждого сеньора над округой поддерживал живущий в замке отряд, как правило, в 20-30 его вассалов - рыцарей, имевших неоспоримое преимущество перед пешим крестьянином- ополченцем, благодаря коню, железной кольчуге, шлему, мечу и копью. Тяжёлый ручной крестьянский труд тех времён давал в хороший год урожай всего в два раза больше, чем было посеяно. Это обрекало крестьян на постоянную борьбу с голодом, а обитателям замка давало возможность забирать у крестьян лишь немногое, что позволяло выжить, но не роскошествовать. В Византии, напротив, хозяйство, отлаженное ещё с римских времён (множество железных орудий, колёсный плуг, разнообразные культуры зерновых, виноград), позволяло получать хорошие урожаи. Дополнительные выгоды приносили развитое ремесло и торговля, обеспеченные путями сообщений, образованностью и высоким уровнем культуры горожан. На Западе же к 800 г. пространства между феодальными сеньориями были лишены дорог и городов. Для управления Карлу Великому приходилось постоянно разъезжать по империи, созывая в разных её частях собрания знатных сеньоров. Прочитать его указы могли немногие, так как образованность поддерживалась в основном в монастырях. Тем не менее власть Карла Великого никем не оспаривалась. Мечами своих воинов он покорял и склонял к крещению соседние языческие племена (германцев, славян). В Византийской империи, напротив, императоры начали борьбу с влиянием Церкви, запретив почитание икон (похожее, на их взгляд, на поклонение идолам). Из-за иконоборчества Западная церковь во главе с папой римским отказывалась признавать восточных императоров. После коронации в 800 г. Карла Великого императорской короной у христианского мира вновь оказалось два императора! Век за веком - всё дальше друг от другаКратко, тезисами впишите в таблицу (см. с. 134) информацию о международных и иных отношениях. Сформулируйте ответ по проблеме: православные и католики - единая цивилизация или разные? IX век (840-900 гг.)Католический Запад. Распад империи Карла Великого в 843 г. на три королевства: Западно-Франкское (Франция), королевство Лотаря (Италия), Восточно-Франкское (Германия). Принятие крещения от Рима Великой Моравией — государством западных славян (чехи и словаки). Начало массовых набегов викингов-норманнов и венгров-кочевников. Православный Восток. Прекращение иконоборчества и внутренних смут при новой Македонской династии. Ожесточённый спор Константинопольского патриарха Фотия и папы римского о Символе веры. Миссия греческих монахов Кирилла и Мефодия в Моравию — создание славянской азбуки. Принятие крещения от Константинополя Болгарским (славяно-тюркским) царством. X векКатолический Запад. Разорение от постоянных нашествий норманнов и венгров. Ожидание конца света в приближающемся 1000 г. от Рождества Христова. Распад королевств на графства и баронства. Расцвет рыцарства (строительство каменных замков, традиция войны всех против всех). Династия Оттона I в 962 г. объединяет Германию и Италию в Священную Римскую империю, подчиняет императорской власти Католическую церковь. Начало Drang nach Osten (натиска на Восток) немецких рыцарей для христианизации западных славян и превращения их в зависимых крестьян. Добровольное крещение новых королевств — Польши и Дании (датчане-норманны). Начало подъёма сельского хозяйства (трёхполье, мельницы, увеличение числа железных орудий, расчистка леса под новые пашни и т.п.) и роста торгово-ремесленных городов. Православный Восток. Расцвет Византии при императорах Македонской династии. Принятие Крещения Русью (988). XI векКатолический Запад. Варвары принимают крещение, прекращают набеги и создают свои королевства: Венгрия, Швеция, Норвегия. Пик феодальной раздробленности. Заметный подъём городов, хозяйства, культуры (романский стиль). Папство начинает борьбу с германским императором за очищение церкви от светского влияния. В 1095 г. папство объединяет весь католический мир идеей Крестовых походов. Православный Восток. Пик могущества Византии при Василии Болгаробойце (1025), покорение Болгарии и областей в Азии. Усиление региональной знати и начало раздробленности. Раскол христианской церкви в 1054 г. на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке. Потеря земель, внутренняя смута, нашествие турок-сельджуков. Новая династия Комнинов обращается за помощью к Западу (крестоносцы). На Руси - расцвет государства и культуры при Ярославе Мудром.
|
|
|