|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
Разделение христианской Европы: углублённый уровень
Источники о расхождении взглядов западных и восточных христиан
Символ веры Вселенской христианской церквиОб источнике. Составлен в 325 г. на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее (Малая Азия). В 381 г. дополнен Вторым Вселенским собором в Константинополе. После этого стал называться Никео-Константинопольским. В VI в. в Испании собор местных епископов дополнил Символ веры одним словом об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (по-латыни - filioque). Вероятно, это нужно было им как дополнительный аргумент в спорах с христианскими еретиками - арианами (учения которых придерживались правившие в Испании вестготы). Ариане утверждали, что Иисус Христос (Сын Божий) не равновелик Богу Отцу, а является Его «творением», посредником между Богом и людьми. В дискуссиях с ними фраза о том, что Дух Святой исходит и от Сына, должна была дополнительно подчёркивать Его Божественную сущность. Впоследствии добавка этого слова распространилась в Западной церкви, но только в начале XI в. была принята папами римскими и стала одним из оснований для раскола католиков и православных. Текст Символа веры дан в переводе на современный русский язык с добавлением и выделением в скобках фразы, присутствующей только в католическом варианте Символа веры.
Верую во единого Бога Отца, Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, Воскресшего в третий день по Писаниям. Восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. Вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца (и Сына — добавление в латинском варианте Символа, по-латыни — FiliOque) исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. Во единую Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь. Учёные о мировоззрении западных и восточных христиан
Раннее Средневековье...Ни один варварский владыка не осмеливался объявить себя императором. Когда Одоакр сместил императора Западной Римской империи Ромула Августула, он отослал императорские инсигнии восточному императору Зенону в Константинополь, давая понять, что одного императора достаточно. «Мы преклоняемся перед титулами, даруемыми императором, более, чем перед нашими собственными», — писал один варварский король императору. Самый могущественный из этих королей, Теодорих, приняв римское имя Флавий, написал императору: «Я раб ваш и сын ваш» — и объявил, что единственное его желание — сделать своё королевство «похожим на ваше, двойником вашей беспримерной империи». Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Издательская группа «Прогресс». «Прогресс-академия», 1992. Глава I. Расселение варваров (V-VII вв.). С. 19. Развитое СредневековьеАлексей (император Византии Алексей Комнин. — Прим. авт.) мог находить весьма благоприятными для себя обязательства, которые дала ему большая часть вождей. Во всяком случае, важнейшие затруднения устранялись, как только западные дружины были перевезены в Азию. Ближайшие отношения византийцев с латинянами не могли, однако, склонить их ко взаимному уважению и доверию. Император ещё раз потребовал торжественной клятвы от крестоносцев, когда они уже переправились в Азию, причём случилось следующее. Один французский рыцарь, принеся императору ленную присягу, сел на его трон, и император ничего не осмелился заметить ему, «зная высокомерие латинян». После того как князь Балдуин взял рыцаря за руку и указал на неприличие такого поступка, рыцарь воскликнул, гневно смотря на императора: «Что за грубый человек, он сидит, когда столь многие знатные стоят перед ним!» Успенский Ф.И. История Крестовых походов. - СПб., 1900-1901. Том IV. Период VI. Комнины. Расчленение империи. Глава 7 о Крестовых походах. Первый крестовый поход. ...Надо видеть, с каким пренебрежением эта византийская царевна говорит о крестоносцах, об этих варварах, извиняясь, что ей приходится заносить в историю их грубые имена, равно оскорблённая и в своём писательском самолюбии сознанием, что ритм её фразы нарушен этими чужеземными словами, и в своей императорской гордости, что должна терять время, занимаясь людьми, ей противными и скучными. Диль Шарль. Византийские портреты. Часть II. Глава II. Анна Комнина / Пер. с фран. М. Безобразовой. - М. : Искусство, 1994. ...До него [император Алексей Комнин] дошёл слух о приближении бесчисленного войска франков. Он [Алексей] боялся их прихода, зная неудержимость натиска, неустойчивость и непостоянство нрава и всё прочее, что свойственно природе кельтов и неизбежно из неё вытекает: алчные до денег, они под любым предлогом легко нарушают свои же договоры... Но самодержец не пал духом, а всё делал для того, чтобы в нужный момент быть готовым к борьбе. Анна Комнина. Алексиада. - СПб. : Алетейя, 1996. С. 275.
|
|
|