|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
Разделение христианской Европы: углублённый уровеньУточните своё решение проблемы базового (общеобразовательного) уровня на основе исторических источников. Источники о расхождении взглядов западных и восточных христианКакие идеологические расхождения между Восточной и Западной церковью считаются принципиальными? Сделайте вывод по проблеме. Символ веры Вселенской христианской церквиОб источнике. Составлен в 325 г. на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее (Малая Азия). В 381 г. дополнен Вторым Вселенским собором в Константинополе. После этого стал называться Никео-Константинопольским. В VI в. в Испании собор местных епископов дополнил Символ веры одним словом об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (по-латыни - filioque). Вероятно, это нужно было им как дополнительный аргумент в спорах с христианскими еретиками - арианами (учения которых придерживались правившие в Испании вестготы). Ариане утверждали, что Иисус Христос (Сын Божий) не равновелик Богу Отцу, а является Его «творением», посредником между Богом и людьми. В дискуссиях с ними фраза о том, что Дух Святой исходит и от Сына, должна была дополнительно подчёркивать Его Божественную сущность. Впоследствии добавка этого слова распространилась в Западной церкви, но только в начале XI в. была принята папами римскими и стала одним из оснований для раскола католиков и православных. Текст Символа веры дан в переводе на современный русский язык с добавлением и выделением в скобках фразы, присутствующей только в католическом варианте Символа веры. Сначала определите, какую долю текста составляет изменение, признанное католиками и отрицаемое православными, а потом аргументируйте, почему, на ваш взгляд, спор об этом изменении так важен для верующих. Верую во единого Бога Отца, Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, Воскресшего в третий день по Писаниям. Восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. Вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца (и Сына — добавление в латинском варианте Символа, по-латыни — FiliOque) исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. Во единую Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь. Учёные о мировоззрении западных и восточных христианКак эволюционировало мировоззрение средневековых христиан? Раннее Средневековье...Ни один варварский владыка не осмеливался объявить себя императором. Когда Одоакр сместил императора Западной Римской империи Ромула Августула, он отослал императорские инсигнии восточному императору Зенону в Константинополь, давая понять, что одного императора достаточно. «Мы преклоняемся перед титулами, даруемыми императором, более, чем перед нашими собственными», — писал один варварский король императору. Самый могущественный из этих королей, Теодорих, приняв римское имя Флавий, написал императору: «Я раб ваш и сын ваш» — и объявил, что единственное его желание — сделать своё королевство «похожим на ваше, двойником вашей беспримерной империи». Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Издательская группа «Прогресс». «Прогресс-академия», 1992. Глава I. Расселение варваров (V-VII вв.). С. 19. Развитое СредневековьеАлексей (император Византии Алексей Комнин. — Прим. авт.) мог находить весьма благоприятными для себя обязательства, которые дала ему большая часть вождей. Во всяком случае, важнейшие затруднения устранялись, как только западные дружины были перевезены в Азию. Ближайшие отношения византийцев с латинянами не могли, однако, склонить их ко взаимному уважению и доверию. Император ещё раз потребовал торжественной клятвы от крестоносцев, когда они уже переправились в Азию, причём случилось следующее. Один французский рыцарь, принеся императору ленную присягу, сел на его трон, и император ничего не осмелился заметить ему, «зная высокомерие латинян». После того как князь Балдуин взял рыцаря за руку и указал на неприличие такого поступка, рыцарь воскликнул, гневно смотря на императора: «Что за грубый человек, он сидит, когда столь многие знатные стоят перед ним!» Успенский Ф.И. История Крестовых походов. - СПб., 1900-1901. Том IV. Период VI. Комнины. Расчленение империи. Глава 7 о Крестовых походах. Первый крестовый поход. ...Надо видеть, с каким пренебрежением эта византийская царевна говорит о крестоносцах, об этих варварах, извиняясь, что ей приходится заносить в историю их грубые имена, равно оскорблённая и в своём писательском самолюбии сознанием, что ритм её фразы нарушен этими чужеземными словами, и в своей императорской гордости, что должна терять время, занимаясь людьми, ей противными и скучными. Диль Шарль. Византийские портреты. Часть II. Глава II. Анна Комнина / Пер. с фран. М. Безобразовой. - М. : Искусство, 1994. ...До него [император Алексей Комнин] дошёл слух о приближении бесчисленного войска франков. Он [Алексей] боялся их прихода, зная неудержимость натиска, неустойчивость и непостоянство нрава и всё прочее, что свойственно природе кельтов и неизбежно из неё вытекает: алчные до денег, они под любым предлогом легко нарушают свои же договоры... Но самодержец не пал духом, а всё делал для того, чтобы в нужный момент быть готовым к борьбе. Анна Комнина. Алексиада. - СПб. : Алетейя, 1996. С. 275.
|
|
|