Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

Разделение христианской Европы: углублённый уровень

Западный историк о принципиальных изменениях в социальном укладе католического Запада

Г.Г. Кёнигсбергер

    Об авторе. Гельмут Георг Кёнигсбергер - британский историк, профессор, известный медиевист (специалист по европейскому Средневековью). Книга «Средневековая Европа, 400-1500 г.» в Великобритании является университетским учебником. В ней анализируются события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы. Эти события тесно увязываются с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии, исламском мире и Центральной Азии.

Росту населения способствовал упадок рабства; землевладельцы обнаружили, что гораздо удобнее и дешевле дать своим работникам небольшие земельные наделы, чем круглый год предоставлять им еду, одежду и кров. Вероятно, единственной по-настоящему существенной причиной роста населения стало увеличение площади обрабатываемых земель. По большей части оно сводилось к подъёму новых земель вблизи уже существовавших поселений. В конце XII в. в некоторых регионах Западной Европы (например, Фландрии и Прирейнской области) больше не оставалось легкодоступных целинных земель, что побуждало искать их в других местах. Это стало одной из главных причин первой в рамках тысячелетия волны миграции жителей Европы с запада на восток.

Самым значительным новшеством стало широкое распространение металлических изделий. Железную руду начали добывать во многих областях Европы... «Книга Страшного суда» 1086 г. насчитывала в Англии около шести тысяч водяных мельниц. Впервые в повседневный быт Европы вошёл механизм, который приводился в движение силой природы. колёсный плуг и система открытых полей в форме длинных полос стали обычным явлением к северу от Альп. Трёхполье внедрялось в аграрную политику в течение долгого времени, но там, где оно прививалось, урожайность. поднималась с сам-два до сам-три. После того как деньги появились в сельской местности, землевладельцы получили возможность требовать денежный оброк вместо натурального продукта или отработок. Это новшество знаменовало начало распада традиционных земельных имений манора или сеньории уже в XII в.

    Кёнигсбергер Г.Г. Средневековая Европа, 400-1500 г. - М., 2001.

Историки о расколе христианского мира

Почему Россия не Европа - взгляд английского историка-медиевиста.

...Что такое Европа? Разумеется, не просто часть света, но «культурная общность, которая включила в себя весь Европейский континент, утвердилась в Америке и Австралии и (в той или иной форме) доминирует в остальных частях мира». То есть Европа — это область существования европейской культуры. Но тогда возникает иной вопрос: а каковы границы Европы? Для Г. Кёнигсбергера Европа есть по преимуществу Западная Европа, мир западного христианства — католицизма и протестантизма. Византия, исламский мир, мир кочевых народов Азии — от гуннов до монголов — интересуют автора (а он уделяет им немало страниц) постольку, поскольку эти цивилизации сталкивались с Западом и влияли на его историю. Однако влияние было не более чем внешним... Сложнее с Россией. Дело не столько в том, что Русь приняла христианство и в этом смысле стала европейской страной — Византия ведь тоже была христианской державой, даже не только в том, что с конца XVII в. наше отечество активно вестернизировалось. Суть в ином — невозможно представить себе историю новой Европы и современного мира без России, «большой России» (greater Russia), то есть России с подвластными землями, как бы она ни называлась — Российской империей или СССР... Но и включать её в Европу в полной мере тоже не получается, во всяком случае, в средневековую. <...>

Профессор Кёнигсбергер, безусловно, разделяет так называемую норманнскую теорию, согласно которой и в полном соответствии с летописями основателями первого государства на Руси были русы — викинги-норманны... Сам по себе этот факт не представляет собой чего-либо уникального в истории Европы. Те же норманны основывали правящие династии в разных частях континента...

Включить Россию времён Средневековья в Европу Г. Кёнигсбергеру мешают другие соображения. Во-первых, это культурное влияние Византии, проявившееся, прежде всего, в принятии христианства по восточному обряду. «Предельная и строгая ортодоксальность стала отличительной чертой Русской церкви. Русская церковь проводила богослужения на старославянском языке, на нём же писалась духовная литература. Однако на этот язык было переведено сравнительно небольшое число христианских текстов; огромный корпус разнообразнейших греческих и латинских теологических сочинений и практически все философские трактаты Античности, на которых основывалась эта теология, оставались. неизвестными на Руси... Поэтому Русь, приняв христианство. имела совсем иные традиции интеллектуального и культурного развития, нежели Латинская Европа с её крепнущей привычкой к исследованию, аргументированию и рационализации. На Руси, напротив, люди не считали, что стоит задаваться вопросами о том, что было признано всеми как истинная вера и непреложное учение». <...> У Византии же воспринята идея абсолютной власти государя, хотя в реальности, во всяком случае в середине XII в., «если киевские великие князья. и заимствовали немало византийских придворных церемоний, то управление их обширными землями оставалось крайне примитивным как по византийским, так и по западным меркам». <...> Но идея автократии в России в отличие от Запада. под сомнение не ставилась.

То же касательно отношений государства и Церкви. «Русская церковь заимствовала у Византии идею гармонического единения Церкви и государства... Поэтому конфликты верности и борьба между Церковью и государством, имевшие огромное значение в истории Латинской Европы, почти совершенно отсутствовали в России». <...>

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru