Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

Блеск средневекового Востока: базовый уровень (окончание)

Исламская цивилизация

Сравните основы христианской и исламской цивилизации (заполните таблицу). Сделайте вывод: почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Как сегодня избежать этого?

По образцу древних восточных деспотий большинство обрабатываемых земель в халифате принадлежали государству, т.е. самому халифу (заместителю пророка Аллаха) и его наместникам- эмирам в провинциях. Пользовались же землями крестьянские общины, которые за это платили исламскому государству налог (мусульмане - 1/10, а немусульмане - 1/3 или даже 1/2 урожая, плюс дополнительный налог с каждого человека). Некоторую часть земель исламское государство (халиф и эмиры) передавало в условное владение (по-арабски — «икт») чиновникам и армейским командирам. Они могли брать все государственные налоги с местных крестьян в свою пользу, пока служили государству. Это было похоже на феоды и лены Западной Европы, однако без взаимных обязательств, подобно клятвам вассалов и сеньоров. Для мусульманских чиновников и воинов халиф считался безусловным повелителем.

Первоначально завоеватели-мусульмане довольно терпимо относились к иноверцам - христианам и иудеям, проживавшим на покорённых территориях. Они лишь обязаны были уплачивать специальный налог на иноверцев - джизью. Но постепенно местное население всё больше переходит в ислам, поскольку размер джизьи становится непомерным, а идеи ислама о вере в единого Бога и следовании его нравственным заповедям были понятны и отчасти привычны многим покорённым народам. В середине IX в. почти половина населения халифата уже была мусульманами. Одновременно на западе халифата близкие арабам народы переходили на арабский язык, принимали исламскую культуру и вливались в огромный арабский этнос. На востоке халифата ираноязычные (персы) и тюркоязычные народы, приняв ислам, сохранили свой язык и культуру. Но и здесь арабский, подобно латыни в Западной Европе, был языком богослужения, культурного и международного общения.

После прекращения завоеваний распространение исламской цивилизации шло мирным путём. Этому способствовало развитие международной торговли. С середины VIII в. экспедиции арабских торговцев прокладывают торговые пути: через Сахару в Западную Африку (слоновая кость), через азиатские степи в Китай (шёлк, чай), по Волге в славяно-финские леса Восточной Европы (меха), через горы Афганистана - в Индию (пряности, хлопок, сахар). Новые народы и государства, подобно Волжской Булгарии в X в., добровольно принимали ислам, включаясь в новую могущественную исламскую цивилизацию.

Её политический расцвет пришёлся на середину VIII в., когда столицей единого исламского государства - Арабского халифата - стал город Багдад. Пространства, лежавшие за пределами халифата, рассматривались как «земли войны», то есть территории, где со временем также должны принять ислам, признать светскую и духовную власть халифа - наместника пророка Аллаха. Но уже в IX в. огромная империя стала распадаться на части. Наместники халифа в провинциях - эмиры - превратились в почти независимых государей. В X в. халифы лишились светской власти и сохраняли в основном лишь духовное лидерство в исламском мире, разделённом на множество эмиратов и султанатов.

Однако политическое ослабление не помешало расцвету культуры исламского мира. Арабы перенимали высокие достижения завоёванных народов, тщательно собирая и изучая труды античных, персидских и индийских философов и учёных. Позже именно благодаря арабским переводам в Европе вновь открыли глубину мысли Аристотеля, Платона и других античных авторов. В те века, которые на Западе называли «тёмными», в Арабском халифате в крупных городах открывались школы - медресе, в которых изучались Коран и богословие. Создавались библиотеки, строились дворцы, украшенные цветочным орнаментом и цитатами из Корана. Были созданы шедевры арабской любовной поэзии, философские стихи персидского поэта Омара Хайяма, книги медика Ибн Сины (Авиценны), основы современной алгебры аль-Хорезми, распространилась индийская система записи чисел с помощью цифр, включая ноль (известные нам как арабские цифры), создавались труды по астрономии, географии. Все эти достижения культуры позднее дали мощный импульс развитию европейской литературы и науки позднего Средневековья.

Ислам наложил своеобразный отпечаток на все сферы жизни мусульман. Мусульманину было дозволено иметь четырёх жен, если он был в состоянии их содержать. Женщины должны были во всём подчиняться мужчине и скрывать своё лицо от посторонних. Кроме того, мусульманину было запрещено есть свинину (нечистое животное), пить вино (замутняющее разум), играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. На основании Корана было разработано и мусульманское право - шариат (дословно «правильный путь»).

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

В результате возникновения ислама и арабских завоеваний в VII-X веках сложилась исламская цивилизация, простиравшая свои владения от Испании до Китая.

Арабский халифат и его распад в IX —XI вв.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru