Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?

Блеск средневекового Востока: базовый уровень (продолжение)

Основы вероучения христианства и ислама

Самостоятельно составьте сравнительную таблицу общих (одна колонка) и отличительных (две колонки) черт христианства и ислама.

Основы вероучения христианства и ислама

Арабские завоевания - рождение новой цивилизации

На основании текста сделайте вывод: почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Как сегодня избежать этого?

После смерти Мухаммеда в 632 г. на собрании мусульманской общины (в основном знати и приближённых) стали выбирать халифа — «заместителя пророка» — главу религиозной общины и государства - Арабского халифата. При первых халифах (выбранных на собраниях общины) уже в середине VII в. арабы на западе захватили византийские провинции Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, на востоке - всю Персидскую державу Сасанидов, на севере - Армению, Грузию, Азербайджан. После этого в 661 г. трон халифов занял знатный мекканский род Омейядов, которые превратили огромные только что завоёванные территории в крепкое государство. В VIII в. арабы вторглись в Европу (захватили Испанию и были остановлены только во Франции - Карлом Мартеллом), а на востоке - в Среднюю Азию, вышли к границам Индии и Китая. Лишь при новой династии - Аббасидов - халифат прекратил свои завоевания.

Арабский всадник

В чём же причина таких успехов? Основу войска халифата составляла конница арабских племён. Как и у любого народа, переходящего от первобытности к цивилизации (ранее - гунны, германцы, славяне и т.д.), у арабов каждый мужчина был умелым воином. Объединение племенных ополчений в единое войско мусульманской общины-государства создавало явный численный перевес над сравнительно небольшими профессиональными армиями обычных государств. Согласно правилам Мухаммеда, война давала арабам- воинам 4/5 добычи и право на часть налогов с покорённых жителей. При этом вместо желания наживы арабов объединяла убеждённость в справедливости своего дела - распространении истинной веры. Каждый мусульманин, идущий в бой, помнил слова Мухаммеда о том, что погибший в священной войне с неверными сразу попадает в рай. В отличие от мусульман, сплочённых светской и духовной властью халифа, христиане и персы были ослаблены внутренними конфликтами между разными религиозными направлениями, между богатой центральной властью и бедными провинциями. Мусульмане же при первых халифах (до Омейядов) были сплочены и подчёркивали своё стремление к справедливости.

    Этапы истории Арабского халифата

1. Выборные «праведные» халифы (632-661). Завоевания Сирии, Палестины, Египта, Ирака и Ирана. Междоусобная война (656-661) между претендентами на трон халифа - родом Омейядов и сторонниками Али - зятя Мухаммеда.

2. Халифат Омейядов (661-750). Установление наследования звания халифа в роду Омейядов, частичный отказ от первоначальных идей равенства в исламской общине, рост роскоши правящего двора, увеличение числа чиновников и армии. Завоевания в Северной Африке, Испании, Средней Азии. Массовая исламизация покорённого населения и частичная арабизация (переход на арабский язык и культуру). Раскол мусульманской общины на суннитов (признающих Сунну - сборник речей Мухаммеда, не вошедших в Коран) и шиитов (партия, считавшая, что халифами могут быть только потомки Мухаммеда от его дочери Фатимы и её мужа Али). Недовольство высокими налогами и восстания немусульман и мусульман - свержение Омейядов родом Аббасидов.

3. Халифат Аббасидов как единое государство (750-945). Прекращение завоеваний и отделение Испании (Кордовский халифат). Перенос столицы в Багдад, расцвет экономики и культуры. Принятие ислама новыми государствами за пределами халифата - Волжская Булгария. Обретение полунезависимости наместниками-эмирами в Африке, Египте, Средней Азии и Иране.

4. Распад государства при сохранении духовной власти халифа (945-1258). Лишение халифа светской власти после захвата Багдада одним из эмиров, распад государства на независимые эмираты и султанаты, признающие духовную власть Багдадского халифа. Частая смена границ и династий в эмиратах и султанатах, власть которых была только светской без соединения с духовной. Преобладание на западе бывшего халифата арабских династий (например, египетские фатимиды), а на востоке - ираноязычных и тюркоязычных династий (например, турки-сельджуки).

Мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru