|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
Блеск средневекового Востока: базовый уровень (продолжение)Основы вероучения христианства и исламаСамостоятельно составьте сравнительную таблицу общих (одна колонка) и отличительных (две колонки) черт христианства и ислама.
Арабские завоевания - рождение новой цивилизацииНа основании текста сделайте вывод: почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Как сегодня избежать этого? После смерти Мухаммеда в 632 г. на собрании мусульманской общины (в основном знати и приближённых) стали выбирать халифа — «заместителя пророка» — главу религиозной общины и государства - Арабского халифата. При первых халифах (выбранных на собраниях общины) уже в середине VII в. арабы на западе захватили византийские провинции Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, на востоке - всю Персидскую державу Сасанидов, на севере - Армению, Грузию, Азербайджан. После этого в 661 г. трон халифов занял знатный мекканский род Омейядов, которые превратили огромные только что завоёванные территории в крепкое государство. В VIII в. арабы вторглись в Европу (захватили Испанию и были остановлены только во Франции - Карлом Мартеллом), а на востоке - в Среднюю Азию, вышли к границам Индии и Китая. Лишь при новой династии - Аббасидов - халифат прекратил свои завоевания.
В чём же причина таких успехов? Основу войска халифата составляла конница арабских племён. Как и у любого народа, переходящего от первобытности к цивилизации (ранее - гунны, германцы, славяне и т.д.), у арабов каждый мужчина был умелым воином. Объединение племенных ополчений в единое войско мусульманской общины-государства создавало явный численный перевес над сравнительно небольшими профессиональными армиями обычных государств. Согласно правилам Мухаммеда, война давала арабам- воинам 4/5 добычи и право на часть налогов с покорённых жителей. При этом вместо желания наживы арабов объединяла убеждённость в справедливости своего дела - распространении истинной веры. Каждый мусульманин, идущий в бой, помнил слова Мухаммеда о том, что погибший в священной войне с неверными сразу попадает в рай. В отличие от мусульман, сплочённых светской и духовной властью халифа, христиане и персы были ослаблены внутренними конфликтами между разными религиозными направлениями, между богатой центральной властью и бедными провинциями. Мусульмане же при первых халифах (до Омейядов) были сплочены и подчёркивали своё стремление к справедливости.
|
|
|