|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 11. Блеск средневекового Востока: углублённый уровень (окончание)Вариантом климатического детерминизма является и широко распространённое ныне представление о том, что арабов толкнули на завоевания тяжёлые условия существования, относительное перенаселение Аравии, пастбища которой стали недостаточными для прокормления возросшего кочевого населения. Существование на грани голодной смерти в Аравии и перспектива сытой жизни и богатой добычи в завоёванных странах, по мнению многих, — главная движущая сила арабских завоеваний, ислам же только способствовал созданию государственного организма, обеспечившего реализацию этого мощного материального стимула в форме завоеваний. Конечно, материальный стимул, жажда обогащения (отнюдь не чуждая и тем ревностным мусульманам, которые были готовы без колебаний отдать свою жизнь во славу ислама) играли огромную роль в привлечении больших масс добровольцев для участия в завоевательных походах, но этот стимул не был специфическим, присущим только арабо-мусульманской армии, он существовал и до ислама и не только в Аравии с незапамятных времён, перестав играть роль лишь в Новое время. Единственным фактором, которого не было в Аравии прежде и который мог нарушить стабильность в регионе, оказывается всё-таки ислам. Однако роль его определялась не какой-то особой агрессивностью этой религии, объявившей войну с инаковерующими священной обязанностью её последователей и тем самым обусловившей завоевательную политику... В эпоху, когда начинались арабские завоевания, идеология ислама находилась в стадии формирования и учение о войне за веру было не только двигателем завоеваний, но и их продуктом, рождённым в атмосфере головокружительных успехов. Роль ислама как движущей силы завоеваний была, прежде всего, организаторской: на его основе возникло всеаравийское государство, объединённые силы которого могли рискнуть начать войну с непобедимыми прежде противниками. Однако он не только объединил разрозненные силы аравитян, но и подчинил их религиозной дисциплине и наделил убеждённостью в правоте их дела и непобедимости, что создало превосходство над хорошо вооружёнными и обученными армиями Византии и Ирана.
И всё же, признавая ислам важнейшей причиной арабских завоеваний, можем ли мы считать, что они были предопределены уже самим фактом его возникновения? На это приходится ответить: и да, и нет. Без ислама не было бы завоеваний — в этом нет сомнений; но само его появление не предопределяло их неизбежность. Большаков О.Г. История халифата. Том II. Эпоха великих завоеваний. - М., 1993.
Список литературы для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Особенности исламской средневековой культуры» Большаков О.Г. История халифата. Том II. Эпоха великих завоеваний. - М., 1993. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517). - М., 1999.
|
|
|