|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 4. Суровость раннего Средневековья: от гибели древних цивилизаций до утверждения мировых религий — почему мир разделён на разные культуры?
§ 11. Блеск средневекового Востока: углублённый уровень (продолжение)3-й фрагмент«Во имя бога всемилостивого и всемилосердного! Вот что дал Халид-ибн-ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него: он дал им неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стены их города. Ни один из их домов не будет разрушен и не будет занят. Это им обеспечивается клятвой перед богом и от имени пророка его и наместников и всех верующих; им (дама- скинцам) ничего не сделают, кроме добра, если они уплатят поголовную подать». Медников Н.А. Палестина от завоевания её арабами до Крестовых походов по арабским источникам. Приложения II (I). - СПб., 1897. С. 107. Российские историки о причинах арабских завоеванийСравните аргументы двух историков: заполните сравнительную таблицу и сделайте вывод по проблеме урока. А.А. ВасильевОб учёном. Александр Александрович Васильев (1867-1953) - русский и советский историк - византинист и арабист (осуществлял переводы источников с арабского языка). До революции 1917 г. Васильев стал известным профессором, после революции - академиком Академии наук СССР. В 1925 г. уехал в научную командировку в Европу и США, откуда в СССР уже не вернулся, став эмигрантом. Его работы отличает синтез научных идей русской, советской и западной исторической науки. Обычно в виде одной из главных причин поразительных военных успехов арабов в VII в. в борьбе с Византией и Персией приводится религиозный энтузиазм мусульман, переходивший часто в религиозный фанатизм, в полную нетерпимость. Арабы будто бы бросились на азиатские и африканские области, выполняя завет пророка, предписывавший обращение всего мира в новую веру, и одержанные арабами победы объяснялись религиозным воодушевлением, заставлявшим фанатиков-мусульман с презрением относиться к смерти и сделавшим, таким образом, их натиск непреодолимым. Эта точка зрения должна быть признана ошибочной. В момент смерти Мухаммеда убеждённых мусульман было немного; но и это меньшинство оставалось в Медине до окончания первых великих завоеваний; лишь очень немногие из них бились в Сирии и Персии. Громадное же большинство воевавших арабов состояло из бедуинов, знавших ислам лишь по имени, имевших в виду исключительно материальные, житейские выгоды и жаждавших добычи и необузданной вольности. О каком-либо религиозном энтузиазме с их стороны не могло быть и речи. Затем, первоначальный ислам был терпим. Коран прямо заявляет: «В религии нет принуждения» (II, 257). Известно терпимое отношение первоначального ислама к христианству и иудейству. Коран говорит о допущении Богом других религий: «Господь твой если бы захотел, сделал бы людей одной религиозной общиной» (XI, 120). Религиозный фанатизм и религиозная нетерпимость в исламе есть явление позднейшее, несвойственное арабской нации и объяснимое влиянием мусульман-прозелитов. Итак, вопрос о религиозном энтузиазме и фанатизм арабов-завоевателей VII века отпадает. ...Настоящими причинами неудержимого натиска арабов были причины практического и материального характера. Бедная по природе Аравия не могла более уже удовлетворять жизненным потребностям арабов, которые, под угрозой нищеты и голода, должны были сделать отчаянную попытку спастись из «горячей темницы пустыни». Васильев А.А. История Византийской империи. Том 1. О.Г. БольшаковОб учёном. Олег Георгиевич Большаков (р. 1951) - современный российский историк-арабист, исламовед, доктор исторических наук, профессор, сотрудник Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург), участник многих археологических экспедиций в странах Востока, специалист в области арабо-мусульманского средневекового города, арабской и персидской литературы. Основной многолетний труд - многотомная «История халифата». Объяснение этого (причин арабских завоеваний) особой воинственностью ислама, в самом учении которого заключён призыв к священной войне за веру — джихаду, не могло удовлетворить хотя бы потому, что никогда больше арабы-мусульмане не предпринимали ничего подобного. В начале нашего века Л. Аэтани под влиянием теории И. Гвиди о периодическом выселении семитских народов из Аравии, вследствие ухудшения там климатических условий, попытался интерпретировать арабские завоевания как очередную волну миграции, вызванную той же причиной. Но он так и не смог объяснить, почему после VII в. Аравия не дала больше ни одной волны выселения: прекратилось ли высыхание Аравии или не случались периоды резкого ухудшения - осталось неясным. Лишь через полвека К. Буцер высказал мысль, что на 591—640 гг. пришёлся период резкого усиления засушливости, создавший критическое демографическое положение в Аравии, разрядившееся в арабских завоеваниях. ... Но никаких убедительных доказательств того, что на указанный К. Буцером период приходится череда особо засушливых лет, найти не удаётся, так как письменные источники очень скупо информируют о метеорологических явлениях.
|
|
|