|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
§ 12. Предыстория России: углублённый уровень (продолжение)Археологические данные о возможных предках славянСравните данные о различных археологических культурах. Сформулируйте своё видение проблемы: когда и где появились первые славянские племена? Ранний железный век (X—VII вв. до н.э.) и скифское время (VI-III вв. до н.э.)Лужицкая культура (XII в. до н.э. - сер. I тыс. до н.э.) Ареал. Север - Поморье, юг - верховья Вислы и Дуная, запад - Средняя Эльба, восток - Буг, верховья Припяти, Полесье, Волынь. Относится к широкому кругу соседствовавших культур - «полей погребений» или «погребальных урн». Черты культуры. Из бронзового века (XII в. до н.э.) перерастает в культуру железного века (VIII в. до н.э.). Расцвет в VI-IV вв. до н.э. В период расцвета появляются городища размером в несколько гектаров. Стены сделаны из срубов, заполненных землёй. Параллельные улицы мощёны брёвнами. Длинные деревянные дома разделены на комнаты с очагами - у каждой отдельный вход. Занятия - земледелие и скотоводство. Орудия - деревянные сохи, костяные мотыги, железные серпы, каменные зернотёрки. В погребениях - пережжённые кости в горшках-урнах, вещи, сосуды с едой. Версии. Академик Б.А. Рыбаков считал, что представители лужицкой культуры являются западными праславянами. Культура подклошевых погребений (IV—II вв. до н.э.) Ареал. Центральное ядро лужицкой культуры перерастает в культуру подклошевых погребений в Повислинье, на Западной Украине, в Белоруссии. Черты культуры. Преобладают селища, а не городища. Погребения пережжённых костей под колоколовидным сосудом - клошем. Нет чёткой границы с поморской культурой, связываемой с балтами. Версии. Академик В.В. Седов считал: именно данная культура была славянской. Чернолесская культура (X-II вв. до н.э.) Ареал. Лесостепь в междуречье Днестра и Днепра. Черты культуры. С VII в. до н.э. входит в круг скифских культур. Вероятно, именно их Геродот именовал «скифами-пахарями», а Б.А. Рыбаков — славянами-сколотами. Возможно, синкретическая культура с участием праславян. У них имеются городища, железные предметы: в основном наконечники стрел, дротиков, части удил. Развито ремесло. Погребения — как курганные, так и бескурганные, похожие на лужицкие. Версии. По академику Б.А. Рыбакову, это - восточные праславяне. Комплекс балтских культур (VIII-III вв. до н.э.) Ареал. Находятся в ареале балтской топонимики (от Немана, бассейна Двины, до реки Великая; верховий Волги, Оки, Припяти. Северные - более примитивные (Неман - Днепр), узнаются по характерной штриховой керамике. Южные - милоградская (Средняя и Нижняя Припять, слияние Днепра с Березиной); юхновская (Десна) - более развитые). Черты культуры. Наследники одной балтской культуры бронзового века. С освоением железа земледелие стало главным в их хозяйстве. Общественный строй эволюционировал в сторону патриархальности. Так, практически без изменений, не вступая в контакты с соседями финно-угорской группы, они прожили до рубежа эр. У северных - небольшие (около 1500 м2) городища, общинные поселения, расположены группами по 2-4. Дома столбовые наземные с очагами в центре. Иногда встречаются большие дома с перегородками и очагами. Металла мало, керамика грубая. У южных - городища крупнее и лучше железные изделия. Версии. Эстонский археолог академик Х.А. Моора называет юхновцев выходцами из Прибалтики. Милоградцев считают неврами, упоминаемыми Геродотом. Сарматско-готское время (II в. до н.э. — III в. н.э.)Пшеворская культура (II в. до н.э. - IV в. н.э.) Ареал. Центральная Польша, часть Западной Украины и Западной Белоруссии. Трансформируется из культуры подклошевых погребений. Считается латентной (получила импульс развития от кельтов). Возможно, представителями являются славяне, германцы, балты. Черты культуры. Неукреплённые селища на высоких местах. Полуземлянки и мазанки - как у лужицких племён. Занятия - земледелие и скотоводство. Улучшилась обработка железа, появились даже центры его производства на целую округу — много находок железных серпов, топоров, лемехов для пахоты, ножей, двулезвенных наконечников копий. Много лепной керамики. Погребения — трупосожжения в урнах и без урн, но обязательно без курганов. В погребениях лепные сосуды и специально сломанное или согнутое оружие. Версии. По римским источникам, территорию занимали германские племена лугиев. Академик В.В. Седов включал в состав носителей пше- ворской культуры славян и кельтов. Зарубинецкая культура (II в. до н.э. - I в. н.э.) Ареал. Три группы: Средний Днепр, Припять и Верхний Днепр (две последние со II в. до н.э. по I в. н.э. вклиниваются в полосу ареала балтских племён и вытесняют их на север). Зарубинецкие племена занимают городища балтов на крупных реках. На водоразделах поселения постепенно ассимилировавшихся балтов сохранялись ещё несколько столетий. Считается латентной, то есть получила импульс развития с запада от кельтов. Черты культуры. Городища стояли на высоких холмах по берегам рек, укреплённые земляными валами, рвами, эскарпами (крутой срез ската местности, берега реки). Городища в 25-40 домов-мазанок, заглублённых на полметра в землю, были расположены кругами, а дома (одна-две малые семьи одной-двух родовых общин) - группами (вероятно, племенными). Топились они по-чёрному. Пашню обрабатывали железными орудиями. Держали коров, лошадей, овец, коз, свиней. Продукты хранили отдельно от жилищ в круглых (иногда сводных) ямах. Железо добывали из болотных руд в сыродутных горнах. Глиняную посуду делали дома: грубые кухонные и столовые чернолощёные горшки, миски, кружки. На Среднем Днепре находили амфоры и монеты из Северного Причерноморья, везде — бронзовые (реже железные) фибулы латентной (кельтской) формы. Хоронили после трупосожжения в ямах длиной в рост человека или круглых (до 1 м), иногда в специальных урнах. Рядом клали горшки с пищей, бронзовые браслеты, бусы, ножи и др. Версии. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов считали, что это славяне (или балты и праславяне). Но часть учёных (Д.А. Мачинский) определяет их как германцев. Ю.В. Сухаренко также отмечает не связанный с местными балто-скифскими традициями характер культуры. Зарубинецкая (поздняя) культура (II-III вв.)
Ареал. Среднеднепровская и верхнеднепровская культуры продолжают теснить на север балтов по Днепру и Десне. Черты культуры. Среднеднепровская культура разорена сарматами, прервавшими её связи с Причерноморьем. Часть жителей ушла к верхнеднепровским соплеменникам, остальные жили при сарматах, в многочисленных открытых селищах в поймах рек. Представителей зарубинецкой культуры, живших на реке Припяти, в начале II в. н.э. вытеснили готы, они ушли на Нижнюю Припять и в Верхнее Поднепровье. Верхнеднепровские племена сохранили свою культуру, но она упростилась — меньше лощёной столовой посуды, вещей в могильниках, изделий из бронзы (даже фибулы стали делать из железа). Черняховская культура (II-IV вв.)
Ареал. Север - среднее течение Днепра, юг - Чёрное море, запад - Днестр, восток - Нижний Днепр. Черты культуры. Черняховцы жили в больших неукреплённых поселениях. Жилища располагались рядами и представляли собой заглублённые мазанки - как небольшие, так и длинные, принадлежавшие, вероятно, большим патриархальным семьям. Отапливались каменными или глиняными очагами, рядом располагались хозяйственные постройки и хранилища. По границе распространения черняховской культуры сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы. Основными занятиями были скотоводство, подсечное и переложное земледелие (плуг и рало с железными наконечниками), ремесло, охота, рыболовство. Расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Процветала торговля с античными центрами (найдены амфоры, стеклянные кубки, краснолаковые сосуды). В торговле использовалась римская монета. Версии. Большинство историков считают состав полиэтническим (анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, скифы, готы и гепиды). Академик Б.А. Рыбаков относил её к ранней древнеславянской. Связи с Античным миром прерваны в 375 г. гуннами. Одновременно начались природные изменения: резкое похолодание и увлажнение конца IV-V в. Повышение уровня рек, озёр и болот затопило или подтопило славянские пашни. Холод не давал вызреть зерновым. Всё это разрушило процветающие пшевор- скую и часть черняховской культуры. Ремёсла забылись, начался регресс. Постепенно на рубеже VI в. сложились три культуры. 1) Суковско-дзедзинская (возможно, венеды) - и их продолжение от Средней Вислы, которая в середине V в. запустела, но потом вновь была заселена поляками (возможно, поморянами и обо- дритами). К Ильмень-озеру ушли словене и кривичи, на Средний Днепр — кривичи, в междуречье Волги и Клязьмы — вятичи, радимичи и, возможно, меря. 2) Прага-корчак (возможно, склавины с конца V в.) — начали заселять запад к Эльбе (чехи), Среднему Дунаю (словаки), Правобережье Днепра (поляне, древляне, дреговичи), междуречье Дуная и Днестра (волыняне, возможно, болгары). 3) Пеньковская (анты) — из Среднего Поднепровья, полуславянская культура. Часть представителей была захвачена гуннами, часть отступила к лесам, а потом, в VI в., расселилась к Донцу на восток (уличи) и на запад к Нижнему Дунаю (хорваты, тиверцы). В середине VI в. часть их оттеснили на Средний Дунай авары, где они смешались с праго-корчаковцами. Со Среднего и Нижнего Дуная, начиная с середины VI до VII в., смешанные славяне под владычеством авар двинулись на Балканы родами и племенами. Заселяя города, они славянизировали местные и образовывали свои народности: словенцы, хорваты, сербы, нижнедунайские болгары.
|
|
|