Выбор веры и его значение: базовый уровень (окончание)
Крещение Владимира и жителей Руси
События Крещения Руси описаны в источниках противоречиво. Их последовательность и смысл можно реконструировать следующим образом. Накануне 988 г. Владимир, после долгих совещаний с «боярами своими и старцами градскими», готов был принять Крещение от Византии. Однако он не желал, чтобы византийский император увидел в этом знак подчинения Руси. Поэтому, по одной из версий, в 988 г. Владимир отправился в военный поход на византийское владение в Крыму - Корсунь-Херсонес (современный Севастополь). Захватив его, Владимир пообещал византийским императорам - братьям-соправителям Василию и Константину - вернуть город, помочь в подавлении восстания полководца Варды Фоки внутри самой империи, если они отдадут ему их сестру - «царевну Анну» в жёны и пришлют ему священников для Крещения. Императоры согласились, Владимир и дружина крестились (вероятно, в Корсуни-Херсонесе). Затем князь с новой христианской женой и священниками новой веры возвратился в Киев. Языческих идолов в Киеве и Новгороде сбросили с холмов, а горожанам приказали зайти в реки, где их крестили. Десятую часть своих княжеских доходов Владимир постановил выделять на строительство храмов и обустройство церковной организации на Руси. Её возглавил присланный из Константинополя митрополит, направивший в крупные русские города епископов и священников. При этом в Новгороде княжеская дружина сумела подавить сопротивление Крещению только «огнём и мечом» (990 г.). А в Ростове жители дважды изгоняли присылаемого епископа (993 г.).
Культура Руси: от идола до креста
Сделайте вывод: как выбор веры повлиял на судьбу Руси-России?
После Крещения, во второй части правления Владимира (988— 1015), жизнь на Руси начала заметно меняться. Были запрещены кровавые языческие обычаи — жертвоприношения (сразу), кровная месть (поэтапно, с помощью системы запретов). На смену им постепенно пришла идея христианского милосердия. По летописной легенде, Владимир сначала буквально понял заповедь «Не убий» и перестал казнить даже явных разбойников, пока не получил «разъяснение», что государь обязан наказывать зло. Традициям и образцам разгульной и разудалой дружинной культуры с многожёнством и пьяными пирами был противопоставлен образец христианского праведника — аскета, ограничивающего желания своей плоти.
На Русь пришла богатая византийская культура. Греческие архитекторы и художники обучали русских мастеров строить каменные храмы, украшать их фресками и иконами. Письменность была известна некоторым русичам и ранее, но широко распространилась только после Крещения. Греческие священники по указанию Владимира обучали детей из видных городских семей грамоте. В Киеве и Новгороде начали складываться центры переписывания и перевода книг на славянский (древнерусский) язык: Библии, богослужебных, исторических. В словарь древних русичей вошли такие переводы библейских понятий, как милосердие, благодать, добродетель.
В то же время несколько десятков христианских церквей, появившихся в крупных городах при Владимире на рубеже X—XI вв., были лишь островками новой христианской культуры в «море» культуры традиционной, языческой, племенной. Приходящие в храмы язычники видели на стенах сцены страшных мук, которые ожидают души грешников после смерти, слушали проповеди о спасении своей души путём обращения её к Богу, соблюдения заповедей Христа. Последствия этих проповедей зафиксированы археологами. Их находки свидетельствуют, что в городах языческий обряд сжигания покойника и насыпания кургана сменился христианским захоронением в гробу сразу же после крещения. В древнерусских сёлах изменения шли медленнее. Однако уже к концу правления Владимира, через 25 лет после Крещения, языческие захоронения на юге Руси исчезли полностью, а на севере сжигание сменилось погребением в могиле, но с насыпанием кургана. При этом повсеместно языческие традиции сохранились в виде почитания мелких духов вод, лесов, плодородия, совершения ради них различных «игрищ» — наследников языческих обрядов.
Борьба христианских и языческих традиций на Руси
Благодаря Крещению, междоусобная война (1015-1019) сыновей- наследников Владимира была переосмыслена как недопустимая. По настоянию занявшего престол Ярослава Мудрого (1019-1036) погибшие в усобице князья Борис и Глеб были признаны первыми русскими святыми. Обвинённый в их смерти Святополк назван Окаянным - подобным библейскому братоубийце Каину. При Ярославе Мудром Киев был перестроен, по словам летописцев, подобен Константинополю. В Киеве и Новгороде были возведены величественные храмы Святой Софии. При них открылись школы, библиотеки, где переписывались и переводились различные, в том числе нецерковные, книги, создавались первые русские летописи и литературные произведения. Христианские епископы и монастыри по византийскому образцу получали от князя земельные пожалования - вотчины, жители которых теперь платили дань не князю, а Церкви. Так на Руси начали распространяться порядки «частной собственности» и зависимости. По образцу Церкви вотчины начали получать и бояре старшей дружины, укрепились права на земли городских бояр - наследников родо-племенной знати.
К концу правления Ярослава Мудрого (середина XI в.) все города и земли Руси связывала единая церковная организация, распространившая единый взгляд на мир, единый книжный язык. Наследники восточнославянских, балтских и финно-угорских племён постепенно объединились в древнерусскую народность (при сохранении заметных областных отличий), именуемую в источниках «русичами», «русскими», жителями «Русской земли». Власть великого князя киевского опиралась теперь на христианскую идею: «Един Бог на небе, един государь на земле». Языческие волхвы (жрецы) вновь упоминались в летописях как вожди народных восстаний 1068-1073 гг. против княжеской и церковной власти. Однако наследникам Ярослава Мудрого удалось подавить восстания и принять новый свод законов - «Русскую Правду» Ярославичей, основанную в значительно большей степени на христианских нормах и ценностях.
При этом языческое наследие, память о старых «запретных» богах долгое время сохранялись не только в сельской среде, но и среди дружинников и князей. При крещении они принимали христианские имена (например, Владимир стал Василием), но реально большинство из них продолжали называться именами языческими - Ярослав, Изяслав, Святослав, Всеволод. Именно с этими именами они попадали на страницы летописей. Подобное сочетание христианства и язычества в духовной культуре жителей Руси на протяжении нескольких столетий получило название двоеверия.
Формулирование вывода и сравнение его с авторским
После 988 года Древнерусское государство было включено в состав восточнохристианской православной цивилизации.