|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)
Выбор веры и его значение: базовый уровень (продолжение)
Ислам в VIII в. выбрали правители Аварского княжества (современный Дагестан) и в середине X в. — Волжской Булгарии (нынешние территории Татарстана и Чувашии). Иудаизм стал верой правителей Хазарского каганата в VIII в. (современные территории Волгоградской и Астраханской областей). Восточное (православно-византийское) христианство утвердилось в Дунайской Болгарии (IX в.), где, в отличие от родственной ей Волжской Булгарии, господствующим языком был славянский, а не тюркский. Именно в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия перевели основную христианскую литературу на славянский язык. От православной Грузии христианство из Закавказья распространилось в новое северокавказское государство Аланию (в конце X в.), жители которого были предками современных осетин. Западное (римско-католическое) христианство утверждалось в западнославянских королевствах Чехии (VIII—IX вв.) и Польше (середина X в.), а позднее - в скандинавских королевствах: Дании (середина X в.), Швеции (XI в.), Норвегии (XI в.). Принятие той или иной религии определяло для молодого государства выбор цивилизационного пути. Каждая из них предлагала свои ответы на философские вопросы о человеческой судьбе, жизни и смерти, свою книжную культуру и письменность, свои представления о красоте архитектуры и искусства, свои брачные обычаи, пищевые запреты, свои правила взаимодействия светских и религиозных властей с простыми жителями. Выбор веры и Крещение Руси Можно ли назвать случайным выбор веры князем Владимиром Святославичем? Докажите своё мнение.
Владимир Святославич отбил великокняжеский престол в Киеве у своего брата Ярополка в 980 г. Последующие годы, по сообщениям русских летописей, были наполнены яркими событиями. В том же 980 г. Владимир установил новые языческие идолы: в Киеве рядом с княжеским двором - семь богов во главе с Перуном (воином-громовержцем), в Новгороде - одного Перуна. В 981-982 гг. Владимир ходил войной на вятичей (на востоке) и волынские города на западе, заставив их вновь платить дань Киеву. В начале XI в. на южных границах, страдавших от набегов кочевников-печенегов, Владимир построил линии крепостей, в которые селил воинов из северных, восточных и западных областей Руси. Эти факты часто трактуются историками как стремление Владимира укрепить территориальное единство Руси и власть великого князя. Однако языческая религия не могла оказать в этом существенной помощи. С точки зрения родоплеменных первобытных мифов, городская жизнь, княжеская власть, смешение племён — это не «правда» (правильный порядок), а «кривда» (ложь, нарушение обычаев). В поисках новой «правды» часть жителей Руси (особенно те, кто ездил в иные страны) обращалась к новой вере. Из князей первой приняла крещение Ольга - бабушка Владимира. При Владимире же летопись упоминает жившего в Киеве варяга- христианина, торговавшего в Константинополе, которого вместе с сыном принесли в жертву Перуну в знак благодарности за удачный военный поход.
С середины 980-х гг., по сообщениям летописи, Владимир Святославич задумался над выбором веры, которая объединила бы племена и народы Руси. Он вызвал к себе послов сначала от мусульман (волжских булгар), потом от иудеев (хазар), западных христиан (немцев) и восточных христиан (греков-византийцев). Расспросив об особенностях каждой веры, Владимир сам направил послов в Волжскую Булгарию, Священную Римскую империю (Германию) и в Византию. Обряды, совершаемые в западных храмах, по сообщениям летописи, русским послам не понравились. Не по душе пришлись им и мечети. Но красота богослужения в константинопольском храме Святой Софии потрясла послов. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» — сообщили они князю Владимиру. Трудно сказать, насколько точны эти описания, составленные спустя примерно сто лет летописцем — убеждённым христианином. Но в конце X в. стержнем, объединявшим восточнославянские земли в Древнерусское государство, был торговый путь «из варяг в греки», который предопределял основные контакты Руси с восточнохристианскими странами — Византией и славяно-язычной Болгарией.
|
|
|