|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?
Походы крестоносцев и монголов: базовый уровень (продолжение)Крестовые походыНазовите причины противостояния христианской и исламской цивилизаций. Сделайте вывод: в отношениях цивилизаций преобладает диалог или война? Противостояние европейской христианской цивилизации и мира ислама в XI в. вылилось в самое масштабное военно-колонизационное движение — Крестовые походы европейских феодалов под религиозными лозунгами освобождения Святой земли. Название «Крестовые походы» появилось только в XVII в. Сами же их участники называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), а свои походы — паломничеством, или «священной дорогой», «путём в Святую землю». Формальным поводом стало обращение византийского императора Алексея Комнина к западноевропейскому дворянству с призывом помочь в борьбе с арабами и принявшими ислам турками-сельджуками. Однако Католическая церковь и сама стремилась расширить границы влияния. В 1095 г. на Церковном соборе в городе Клермоне римский папа Урбан II призвал христиан Западной Европы защитить единоверцев на Востоке. Его призыв нашёл массовый отклик среди всех слоёв населения Европы. Многие искренне стремились освобождать Святую землю. К тому же в XI в. в Европе остро ощущался недостаток свободных земель. Младшие сыновья знатных родов оставались без феодов и надеялись получить их на Востоке. Загадочные богатства Востока, где земли «текут млеком и мёдом», притягивали всех. В марте 1096 г. толпы крестьян (60—70 тыс. человек), в основном из Германии и Франции, под предводительством бродячего проповедника-аскета Петра Пустынника направились в Святую землю. По дороге люди тысячами умирали от голода и болезней. Переправленная византийцами в Малую Азию армия бедноты направилась в Никею - столицу государства сельджуков, но попала в засаду и была уничтожена. Затем в Первый крестовый поход двинулась многочисленная армия рыцарей-крестоносцев из Европы. В 1097 г. они взяли Эдессу, Антиохию и Иерусалим. Захват Иерусалима завершился кровавой расправой над мусульманами и иудеями. На завоёванных землях возникли христианские государства - Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, графства Эдесское и Триполи. Христиане были малочисленны, они сосредотачивались в укреплённых прибрежных городах, замках. Европейские феодалы принесли порядки своих стран: окрестные крестьяне были обложены феодальными повинностями. Условия жизни на Востоке были значительно лучше условий жизни в европейских городах. Канализация, уличное освещение и водопровод появились в Европе значительно позже. Постепенно христиане начали одеваться по-восточному, быстро привыкли к восточным кушаньям, сдобренным приправами. Турки-сельджуки призвали мусульман к джихаду против крестоносцев и отвоевали Триполи и Эдессу. В ответ был организован Второй крестовый поход (1147-1148), но армии крестоносцев потерпели поражение. Во второй половине XII в. султан Египта Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал у крестоносцев почти все земли и взял Иерусалим. Короли Англии и Франции, а также германский император организовали Третий крестовый поход (1189—1192), но Иерусалим не вернули. Папа Иннокентий III призвал организовать Крестовый поход против Египта. Собравшись в Венеции, участники Четвёртого крестового похода (1202—1204) намеревались переправиться морем в Палестину. Но, вмешавшись в династическую борьбу в Византии, вместо Палестины захватили Константинополь и уничтожили Византийскую империю, основав несколько государств крестоносцев. Так поход против иноверцев-мусульман превратился в поход против единоверцев. Большинство православных и католиков окончательно стали воспринимать друг друга как представителей иной, чуждой веры. Захват Константинополя свидетельствовал о вырождении идеи Крестовых походов. Организованные в XIII в. Крестовые походы в Палестину были неудачными, а в 1291 г. государства крестоносцев были окончательно завоёваны мусульманами. В 1193 г. папа римский объявил Северный крестовый поход против последних язычников Европы — балтийских племён: литовцев, ливов, латов, эстов, финнов (часть которых уже находилась в зависимости от русских княжеств). Крестовые походы оказали глубокое влияние на средневековую Европу. Они привели к усилению и обогащению Католической церкви. Знакомство крестоносцев с Византией и исламским миром позволило европейцам приобщиться к более высокой культуре. Государства крестоносцев на Востоке на протяжении двух веков способствовали постоянным контактам между христианством и множеством культур — не только исламом и иудаизмом, но и накопленным потенциалом Древнего мира. Установился регулярный торговый обмен со странами Востока, откуда были заимствованы новые сельскохозяйственные культуры: арбузы, абрикосы, лимоны, рис, гречиха и др. В Европу пришли ветряные мельницы. Подвиги крестоносцев воспевались в рыцарских романах и поэзии трубадуров.
|
|
|