Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 6. Битвы развитого Средневековья: от монгольского нашествия до национальных государств — как формировалась современная карта народов и государств?

Походы крестоносцев и монголов: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Диалог мыслей

...История - это история прежде всего диалога, взаимодействия цивилизаций. В целом можно насчитать огромное количество войн, но для каждой страны все эти годы были годами активного обмена между странами и цивилизациями - экономического, культурного, идейного и т.д. Именно диалог и сотрудничество выступали стимулом прогресса, взаимного обогащения всего человечества.

Яковец Ю.В. Из выступления во время обсуждения книги «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями». Горбачёв-фонд, 2003.

    Диалог оружия

...История цивилизаций - это история войн: горячих, холодных, информационных, финансовых.

Девятов А.П. Из статьи «Китайский дракон проснулся» в газете «Знание - власть!»

Можно выделить множество форм взаимоотношения культур, и практически все они в той или иной степени сопряжены с насилием.

Сытых Е.Л. Взаимоотношение культур в свете проблемы насилия // Академия Тринитаризма. - М., 2003.

Сравните высказывания современных учёных о характере взаимоотношений различных цивилизаций в истории: в чём они противоречат друг другу?

Какую проблему урока можно сформулировать на основании этого противоречия?

Cравните с вариантом авторов (с. 366) и попытайтесь разрешить эту проблему на примере истории средневековых завоеваний крестоносцев и монголов.

    Повторение необходимых знаний

Вспомните оба значения слова цивилизация (ступень и общность) и уточните их признаки, используя словарь учебника.

Когда и как европейская христианская цивилизация столкнулась с исламской?

    Решение проблемы

Взаимоотношение цивилизаций в Средние века

Почему контакты цивилизаций часто были затруднены? Сделайте вывод: отношения цивилизаций - это преимущественно диалог или война?

С момента возникновения цивилизации взаимодействовали друг с другом. Соседние, а иногда и отдалённые народы вели торговлю, обменивались техническими достижениями и научными открытиями. Уже в раннесредневековой Европе можно было встретить товары ремесленников Индии и Китая. Однако слабое развитие транспорта на протяжении тысячелетий затрудняло контакты. Так, книгопечатание было изобретено в Китае в VIII в. н.э., а до Европы эта технология добралась лишь в XV в. Порох, изобретённый китайцами в IX в. н.э., завезли в Европу арабы в XIV в. Однако в местах тесного соприкосновения цивилизаций шёл насыщенный культурный обмен.

Наиболее интенсивным и драматичным взаимодействие становилось, когда народы одной цивилизации стремились к покорению другой. Начиная с VII в. н.э. возник длительный межцивилизационный конфликт между христианской Европой и миром ислама.

Западноевропейская цивилизация долгое время существенно уступала Китаю, Византии и исламскому миру по уровню накопленных богатств, территории, военной мощи, культурным и научным достижениям. Однако начиная с XI в. она начала активно усваивать как наследие античного мира, так и достижения соседних цивилизаций. В то же самое время в католичество были обращены Венгрия, Польша, народы Скандинавии и Балтийского побережья. Началось постепенное отвоевание у арабов Пиренейского полуострова — Реконкиста, завершившаяся в 1492 г. падением Гранадского эмирата.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru