|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 1. Тайны исторической науки
Теории исторической науки: углублённый уровень (продолжение)2. Анализ текста во время чтения. 2.1. Логический анализ. — Выделение внутри текста фактов (со ссылкой или без ссылки на источники) и выводов-обобщений. Установление связей между ними. — Соотнесение с известными читателю фактами и выводами за пределами этого текста — нахождение отличий, поиск объяснения им в тексте. — Согласие или несогласие с авторской логикой. 2.2. Оценочный анализ. — Выделение внутри текста оценок исторических событий и их аргументации — установление связей между ними. — Согласие или несогласие с авторской позицией. 3. Анализ текста после чтения Читательская интерпретация основной идеи текста — определение своего отношения к ней, согласия или несогласия. К. Маркс и А. Тойнби о развитии обществаПроанализируйте тексты двух авторов и ответьте на вопросы:
1. Выделяет ли каждый из них законы исторического развития?
К. Маркс о движущих силах историиОб учёном. Карл Маркс (1818-1883) родился в семье немецкого адвоката еврейского происхождения (его отец перешёл из иудаизма в христианство - протестантизм). Будучи студентом Берлинского университета, Карл стал атеистом. Получив юридическое образование, Маркс увлёкся историей и журналистикой. Он издавал в Германии (прусские земли) антиправительственную газету. После её закрытия в 1840-е годы переехал в Париж, потом в Брюссель, затем - в Лондон. В это время Маркс знакомится с Фридрихом Энгельсом (сыном немецкого промышленника). Вместе они начинают изучать тяжёлое положение европейских пролетариев, входят в революционный кружок. Во время общеевропейской революции 1848-1849 гг. Маркс и Энгельс публикуют «Манифест коммунистической партии», провозгласивший цель - создание нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Поселившись в Лондоне, Маркс начинает писать научные труды, главным из которых стал «Капитал». Благодаря этим исследованиям Маркс становится известным учёным - создателем нового философского направления - диалектического материализма, экономической теории прибавочной стоимости, политического учения о классовой борьбе как основной движущей силе истории. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса (марксизм) стало идейной основой коммунистического и социалистического движения начала XX в. и официальной идеологией тех государств, где коммунисты пришли к власти (СССР, Китай и другие). Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более-менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6-8.)
|
|
|