|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?
§ 4. «Первобытная революция»: базовый уровень (окончание)Для этих операций придумали слова, обозначающие числа 10, 100, 1000 и более. Для ведения записей создали пиктографию — рисунчатое письмо, способное передавать сообщения о начале войны, засухе и даже иногда о чувствах влюблённых. Люди постепенно стали замечать своё отличие от животных, отделять себя от природы. Тотемы-прародители понимались уже не как настоящие животные, а как мифические божества, во множестве населяющие мир. По отношению к человеческим занятиям их стали делить на добрых (духи солнца, дождя, плодородия земли) и злых (духи бури, наводнения, болезней). Даже в наскальных рисунках реалистичные изображения животных (интерес к которым упал) сменились условными обозначениями людей и их занятий (две-три черты, круг и т.п.). В IV тыс. до н.э. племена, оказавшиеся в наиболее благоприятных условиях долин великих рек (Нил, Тигр и Евфрат), вступили в стадию разложения первобытного общества. Пашенное земледелие в сочетании с системой ирригации (осушения и орошения полей), тёплым климатом и развитым ремеслом стало давать регулярный прибавочный продукт (то, что оставалось и накап-ливалось после удовлетворения всех основных потребностей). Ведущие занятия (пахота, металлургическое и гончарное ремесло, торговля и война) были в основном мужскими, и мужчины стали главами в семьях и родах, а женщины заняли подчинённую роль. Все накапливаемые богатства оставались в частной собственности мужчин — глав семей, которые могли её продавать, наследовать. Некоторые из них быстро богатели и уже не раздаривали добро, как раньше, а давали в долг другим общинникам. Одни становились богатыми, другие бедными зависимыми работниками (отрабатывающими долг), а некоторые и вовсе рабами. Внутри посёлков родовые общины разделились на большие патриархальные семьи (объединения нескольких парных семей во главе со старшим мужчиной — патриархом). Некоторые из них жили в больших домах, разделённых перегородками на семейные очаги. Родовые связи уже были менее значимы, чем жизнь по соседству с представителями других родов. Поэтому патриархальные семьи объединялись в первобытные соседские общины. Для защиты от соседей, стремившихся разграбить накопленное имущество общины, они создавали не только племена, но и союзы племён. Их вожди всё чаще не выбирались, а передавали свои должности от отца к сыну. Найденные археологами захоронения вождей сильно отличаются от могил простых общинников. Для них возводили большие каменные склепы (монументальная архитектура), в могилу клали множество золотых и серебряных украшений, оружие. Всё это свидетельствует о начавшемся социальном расслоении (знать, простые общинники, рабы). Иерархия в обществе отразилась и в иерархии духов и богов, к которым добавились боги войны.
Какие новые социально-экономические явления появились в жизни соседской общины по сравнению с родовой? Для управления и защиты большой территории союза племён вожди помимо племенного ополчения стали набирать постоянную дружину воинов (будущие чиновники и армия), случайные подарки общин вождю превращались в постоянную дань (налоги). Родовые обычаи сменились судебными решениями вождя, из которых рождались законы (право). Так возникали государства. Рисунчатое письмо было преобразовано в иероглифическую письменность, которая использовалась для нужд ведения хозяйства и записи решений вождя. Крупные посёлки, где жили вождь и знать, где сосредотачивались ремесло и торговля, стали центрами власти и хозяйственной жизни — городами. Так общины поднимались на новую ступень развития — ступень цивилизации.
В одних местах этот процесс шёл быстрее, в других — медленнее. Археологи фиксируют это по принятому в данной местности в данное время типу домов (на большую или малую семью), по различиям в погребениях (оформление знати), выделяя на разных территориях разные археологические культуры — группы относительно синхронных памятников (остатки поселений, погребений и т.д.) со сходным инвентарём (форма орудий, орнамент на посуде и т.д.). Племена, оставлявшие археологические культуры с явными признаками социального расслоения, зарождения государственности, начинали объединяться в народы-этносы. В науке так называют устойчивые общности людей, осознающих своё отличие от других, обозначающих его в самоназвании и, как правило, обладающих единством языка, социально-территориальной организации, материальной и духовной культуры. Формирование первых цивилизаций шло на фоне расселения народов и племён, военных конфликтов и культурных контактов между ними.
|
|
|