|
|
Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов |
|
Глава 2. Дебри первобытного мира (2 млн — 5 тыс. лет назад): от первобытности к цивилизации — как человечество прошло этот путь?
§ 4. «Первобытная революция»: базовый уровень (продолжение)Новые технологии и материалы сделали жизнь людей более безопасной и благоустроенной. Меньше детей стало умирать в младенчестве, дольше стали жить взрослые. Родовые общины первых земледельцев-скотоводов выросли в численности в 100 раз (!). Их посёлки, найденные археологами (например, Чатал-Гююк в Малой Азии), напоминали города, резко выделявшиеся на фоне природных пейзажей. Целые лесные массивы выжигали ранние земледельцы, чтобы пепел деревьев стал удобрением для полей. Собранные первобытными скотоводами большие стада овец и коз превратили опушки с кустарниками в вытоптанные луга. В VI—V тыс. до н.э. из Западной Азии (а позднее и из других центров перехода к земледелию и скотоводству) люди стали расселяться в соседние регионы. Тесня охотников и собирателей, они знакомили их с новыми способами ведения хозяйства и совершенствовали его: приручили коров, вывели более продуктивные, чем в природе, сорта зерновых, культивировали овощи и плодовые деревья. Потомки ранних земледельцев-скотоводов в разных природных условиях стали образовывать разные хозяйственно-культурные типы: оседлые земледельцы-скотоводы (заменили мотыгу плугом, придумали оросительные каналы), пастухи-скотоводы (изобрели дисковое колесо), скотоводы-кочевники (изобрели колесницы, приручили лошадь). Во время распространения по планете производящего хозяйства в наиболее развитых общинах Западной Азии научились использовать первый металл — медь. Расплавляя в печах медную руду, древние металлурги придавали расплавленному металлу нужную форму — ножа, топора, серпа. Медь была мягким металлом и не могла заменить камень, но опыт её обработки готовил переход человечества к бронзовому, а потом и к железному веку, который произошёл уже после окончания эпохи первобытного мира — в III—I тыс. до н.э. Эволюция хозяйственно-культурных типовОбщие типы культуры, объединяющие разные народы, у которых в сходных природных условиях ведущими стали одни и те же виды хозяйственных занятий и определяемый ими образ жизни
От рода к государствуОцените, насколько справедливыми представляются изменения, произошедшие в обществе после «неолитической революции». Сделайте вывод: прогресс - это хорошо или плохо? Там, где люди стали ранними земледельцами-скотоводами (или высокоспециализированными охотниками-собирателями), они перешли на стадию позднепервобытной общины. В постоянном посёлке общины жил теперь не один род, а два и больше связанных друг с другом родов. Несколько посёлков образовывали племя с избираемым вождём. Собственность на землю и труд на ней были ещё во многом коллективными: всей общиной расчищали поля под посевы, рыхлили землю, хранили урожай в общих ямах и т.д. Однако наиболее трудолюбивые и умелые общинники выращивали больше зерна, скота и при разделе получали больше продуктов. Теперь инвентарь, скот, доля урожая считались уже личной собственностью. Обычай требовал делиться с голодающими сородичами, но тот, кто брал без спроса с чужого огорода овощи или колосья, уже, как правило, наказывался за воровство. Мужчина и женщина из разных родов, образующие внутри общины любовную пару, всё чаще вместе рыхлили свой участок поля, ухаживали за скотом, строили собственную постоянную хижину (шалаш, обмазанный глиной каркас, полуземлянку, дом из глиняных кирпичей). Их союз становился прочным и превращался в настоящую семью, которая заботилась о своих детях, стремилась передать им накопленные умения и богатства. Однако старые обычаи всё делить поровну заставляли разбогатевших общинников устраивать для сородичей большие пиры и раздачи из своих запасов мяса, молока, лепёшек, полотнищ тканей. Тот, кто раздавал такие дары, укреплял авторитет в глазах сородичей, его называли «знатным» или «большим человеком», «имя которого известно на все четыре стороны света». Излишки продуктов (мяса, зерна, тканей) стали постоянно обменивать между общинами (раньше это делали лишь время от времени). Начали зарождаться первые деньги — товары (раковины, скот, редкие камни), которыми исчисляли стоимость всех остальных товаров.
Какими социально-экономическими понятиями можно описать жизнь этой общины?
|
|
|